11 декабря в Общественной палате РФ состоялся Круглый стол, посвященный обсуждению предоставления платных медицинских услуг. На заседании присутствовали представитель Минздрава, депутаты Государственной Думы, общественных и пациентских организаций, а также коллеги из региональных общественных палат.

  В центре внимания собравшихся оказалось новое Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 г. Москва «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» вступающее в силу 1 января 2013 года. Документ вызвал бурную дискуссию среди собравшихся.

  Член Экспертного Совета Комиссии, доктор медицинских наук, профессор кафедры организации здравоохранения 1ММА им. Сеченова Ирина Ильченко, сославшись на проведенный недавно социологический опрос, признала, что платные медицинские услуги довольно широко востребованы населением: в 2012 году 20% пациентов обращались за платными услугами в районные поликлиники, 60% — в частные клиники.

Среди причин обращения за платными услугами россияне отмечают:

— неудовлетворительное качество бесплатной медицинской помощи;

— потребность в большем комфорте и сервисе;

— и главное, — невозможность выбора (отсутствие в государственных мед.учреждениях нужных специалистов).

При этом доля вынужденного перехода от бесплатных к платным медуслугам составила 34 % среди всех возрастных категорий, а среди старшего поколения — 68%.

Однако в системе платных медуслуг выявлены существенные недостатки:

— цены устанавливаются произвольно;

— медуслугами могут воспользоваться только те, кто может заплатить;

— платные и бесплатные услуги оказываются в рамках одного муниципального лечебного заведения.

  Вступающее в силу с 1 января 2013 г. Постановление Правительства №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» не решает указанные проблемы, считает Ирина Ильченко.

  При этом сохраняются условия для выталкивания пациентов из сферы бесплатных медицинских услуг в сферу платных (за счет возможности их предоставления «под одной крышей»). Разворачивание платных услуг в государственных учреждениях при условии дефицита медицинских кадров, ограниченности материально-технических средств в медицинских учреждениях проблематично, поскольку чем больше проходит платных пациентов, тем меньше — бесплатных. Из-за неясности ценообразования на платные медицинские услуги сохраняются условия для неформальных теневых платежей. Процедура контроля качества оказания платных мед.услуг четко не прописана, что не соответствует ожиданиям населения.

  С учетом результатов опроса населения Комиссия по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии Общественной палаты РФ рекомендует:

— Максимально конкретизировать гарантии оказания бесплатной медицинской помощи по видам, объемам, порядку и условиям ее оказания. Население должно быть уверено в том, что эти гарантии будут реально обеспечены.

— Поскольку доля личных расходов в совокупных расходах на здравоохранение в разных странах варьирует от 10 до 30%, а у нас этот показатель приближается к 50%, предусмотреть, хотя бы в среднесрочной перспективе, снижение финансового бремени расходов населения на медицинские слуги.

— Усилить государственное регулирование платных медицинских услуг, оказываемых в государственных и муниципальных медицинских учреждениях — по объемам и ценообразованию.

— Обеспечить информирование граждан о качестве предоставляемых медицинских услуг, в том числе платных в различных медицинских учреждениях.

— Продолжить поиск альтернатив добровольному медицинскому страхованию, возможно, с развитием солидарных форм оплаты за медицинские услуги.

  Наши совместные усилия должны быть направлены на то, чтобы доля личных расходов граждан на здравоохранения не росла, а стабилизировалась и начала снижаться, заключила Ирина Ильченко.

  С критикой Постановления № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» выступил и сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулёв, указав, что в документе нет четкого перечня видов и объемов платных услуг, не прописана государственная политика ценообразования, не решена проблема разведения платных и бесплатных услуг в государственных лечебных учреждениях. «Когда томограф куплен на государственные деньги и врачи получают зарплату из государственного бюджета, почему пациент — он же налогоплательщик— должен платить? Министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что государство не может себе позволить вывести платные услуги за стены гос.учреждений. Поэтому сегодня налицо, прямой конфликт интересов, поскольку работникам здравоохранения выгодно проводить платные обследования. Необходимо четкое разведение этих услуг, поскольку идет выдавливание бесплатной медицинской помощи из государственных мед.учреждений. Должны быть подготовлены документы, регламентирующие оказание платных мед.услуг гос.учреждениями. Платные услуги нужно развести во времени с бесплатными, при этом бесплатных услуг должно быть больше, а не меньше, как происходит сейчас. По данным опроса, 68% населения, ответили, что у них нет выбора, поэтому они обращаются за платными мед.услугами. Если 68% не имеют выбора, то о каком рынке можно говорить и о какой конкуренции? Мы считаем, если Закон плох, его надо менять, а не ссылаться на него», — отметил в заключение Юрий Жулёв.

  В защиту Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» выступил заместитель главы финансово-экономического департамента Минздрава Петр Кузенко, который призвал собравшихся обратить внимание на то хорошее, что есть в документе:

— четко определены позиции, где и как оказывать платные услуги.

  На замечание предшествующих ораторов, что невозможно попасть к врачу, представитель Минздрава возразил, что необходимо изменение всей системы: модернизация оборудования, насыщение системы здравоохранения кадрами, а системы ОМС — деньгами. По мнению чиновника, программа госгарантий позволит создать достойную зарплату специалистам, а насыщение системы ОМС деньгами — обеспечить врачей и пациентов необходимыми лекарствами, медицинским оборудованием и медицинскими изделиями. Для удобства пациентов введена электронная запись, устраняющая проблему очередей. Проблему нехватки врачей решают межмуниципальные центры, где принимают узкие специалисты, таким образом происходит маршрутизация пациентов. «Весь этот комплекс мер позволит оптимизировать оказание бесплатной медицинской помощи, и не будет толкать пациентов в частные клиники, — заключил Кузенко. — А Минздрав в свою очередь готов принять все предложения и поправки по улучшению работы системы. Постановление №1006, как и любой Закон — это не догма. Посмотрим, как оно будет работать. Если будут упущения, Закон будет корректироваться».

  Член Общественной палаты РФ, сопредседатель Союза потребителей России. Владимир Слепак привел неутешительную статистику: сегодня Россия занимает 124-е место в мире по продолжительности жизни; 1-е место по убыли населения, которая только по официальным данным составляет 800 тыс. человек в год; удерживает 1-е место в мире по смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. На 10 000 человек населения у нас 42 врача, каждый 3-й диагноз — неверный, каждая 5-й диагноз в частной клинике — ложный, выставляемый с целью наживы.

  Слепак отметил бесконтрольность ситуации, отсутствие стандартов и качества в сфере оказания платных медицинских услуг. «Государственные органы должны контролировать качество оказания платной медицинской помощи, а у нас они имеют право проводить проверки 1 раз в 3 года. Это — защита бизнеса, а кто будет защищать права пациента? Наши суды сегодня завалены исками обманутых и обиженных пациентов. Это миллионы обращений, десятки тысяч выигранных дел… Что делать, когда государство не выполняет свои функции? Я предлагаю объединяться добросовестным участникам рынка.

Необходимо ввести:

— реестр добросовестных врачей;

— единую систему сертификации;

— реестр добросовестных частных клиник.

А также создать группу общественного контроля за состоянием платной медицины».

Источник: Светлана Белостоцкая Российское агентство медико-социальной информации
× Чат