Санкт-Петербургская общественная организация потребителей "Диалог"
Санкт-Петербург, Университетская наб. д.25, оф.38
Защита прав потребителей с 2004 года
Общество защиты прав потребителей Диалог
Бесплатная консультация 8 (812) 600-79-78    info@galoba.ru    
Горячая линия по защите прав потребителей 8 (812) 418-27-08
Консультация 8 (812) 600-79-78
 
01 ноября 2010 г.

Будьте бдительны всегда.

Будьте бдительны!

Набирающая обороты пермская компания, которая должна выйти на петербургский рынок уже в ноябре, использует в своей работе весьма спорную схему.

ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг», предоставляет услуги фиксированного ШПД, телефонии и ТВ. Пермская компания, созданная в 2001 г., является одним из крупнейших операторов связи в России,  работая  на частном и корпоративном рынках 22 крупных российских городов - Казани, Самары, Волгограда, Новосибирска и др. В настоящий момент у компании насчитывается, согласно собственным данным, порядка 2,2 млн. абонентов.

Несмотря на успешное развитие, интернет пестрит жалобами на ЭР-Телеком. Недовольные пользователи утверждают, что, предлагая по акции дешевое подключение к интернету (бренд «Дом.ru»), телефону («ГорСвязь») или телевидению («Диван ТВ»), ЭР-телеком не указывает на одно существенное обстоятельство.

Подключение по акции стоит символических денег, порядка 10 руб., однако если абонент решит расторгнуть срочный договор, заключенный на год, ранее этого срока, от него потребуют оплатить полную стоимость подключения, которая варьируется от 500 руб. (Диван ТВ) до 1 500 руб. (Дом.ru, ГорСвязь). Если не отключаться от ЭР-телеком, но и не продлевать тариф на новый месяц, то с абонента все равно будет взиматься ежемесячно абонентская плата за линию (около 75 руб. /мес.).

То есть, со слов потребителей, дело выглядит так, что компания предлагает попробовать свои услуги чуть ли не бесплатно.  Однако  если они вам не понравятся (а судя по обилию жалоб, это происходит не так редко), неожиданно оказывается, что платить за них придется по полному тарифу. Абоненты, недовольные качеством предоставляемых услуг, идут в офис, чтобы расторгнуть договор, где сталкиваются с необходимостью платить дополнительные суммы.

Возмущенные  пользователи сообщают, что условие платить штраф за досрочное расторжение договора в самом договоре не указано. По их словам, компания, требуя уплатить штраф, ссылается на "условия акции", размещенные на сайте (подробнее с жалобами пользователей можно ознакомится, например, здесь).

Тамара Соколова, руководитель PR-службы ЭР-Телеком, отрицает эти жалобы, утверждая, что необходимая информация не только прописана в договоре, но и доводится до сведения абонентов всеми доступными способами.

«Все прописано в договоре, который абонент подписывает лично. Договор состоит из одной страницы, на которой трудно что-то спрятать» - говорит она.

«Клиенты всегда имеют выбор - подключиться к услугам компании по акции или на стандартных условиях, заплатив полную стоимость подключения. Акция, естественно, позволяет сэкономить, компания берет эти затраты на себя, при этом клиент берет на себя обязательство пользоваться услугами не менее года, что прописано в договоре (в противном случае компания несет убытки). Однако и тут у клиента есть выбор - он всегда может расторгнуть договор. Но если, подключившись по акции, он пользовался услугой менее года, компания понесла серьезные затраты на подключение квартиры к сети, поэтому в этом случае мы считаем уместным компенсацию абонентом расходов на подключение» - объясняет ситуацию госпожа Соколова.

Однако Алексей Койтов, начальник юридического отдела петербургского общества защиты прав потребителей «Диалог» полагает, что такая практика в любом случае незаконна, вне зависимости от того, прописана компенсация в договоре или нет. Согласно законодательству, потребитель в данной ситуации обязан возместить лишь фактически понесенные расходы.

«Какие-либо штрафы и прочее - вне закона. К сожалению, такая практика попыток дополнительно обременить потребителя при досрочном расторжении договора сплошь и рядом. В большинстве своем она подпитывается незнанием закона со стороны потребителей».

Подобную схему работы ранее использовал и «Северо-Западный телеком». Заключая с СЗТ срочный договор, абонент получал скидку, лишаясь при этом права отказаться от услуги в течение года со дня подписания контракта. В противном случае с абонента удерживалась плата за три месяца. Однако осенью 2010 г. Роспотребнадзор по Санкт-Петербургу и арбитражный суд признали такую практику штрафования незаконной.

В СЗТ Телекомблогу рассказали, что с сентября этого года компания внесла изменения в типовую форму договора об оказании услуг, исключив фразу об обязанности абонента оплатить штраф в 3-х кратном размере ежемесячной стоимости предоставления доступа к интернет в случае расторжения срочного договора. Теперь при расторжении договора абонент обязан оплатить лишь фактические и обоснованные расходы.

ЭР-телеком, естественно, несет расходы при создании подключения, которые и будут являться фактическими. Однако реальные расходы могут оказаться меньше тех цифр, которые требует с абонентов компания.
Во всяком случае, в 2009 г.  Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области  провело проверки ЭР-телеком в связи с «многочисленными обращениями граждан на нарушение прав потребителей», которые жаловались, что оператор, в случае разрыва договора, требует с них штраф в размере 500 руб.

«При обращении граждан с заявлением о расторжении договоров в течение 1 года с момента их заключения ЗАО «Компания «ЭР-Телеком» требовало с граждан оплаты штрафа в размере 500 руб. Свое требование исполнитель услуги связи мотивировал тем, что договоры были заключены по акции» - сообщает Управление.

Роспотребнадзор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей о признании действий оператора связи противоправными.

Решением Центрального районного суда от 05.07.2010 исковые требования Управления были удовлетворены.

«Граждане, пострадавшие от противоправных действий ЗАО «Компания «ЭР-Телеком» имеют право обратиться в суд с исковыми заявлениями о возмещении убытков, компенсации морального вреда, причиненных оператором связи» - констатирует  волгоградский Роспотребнадзор.

ЭР-телеком – динамичная компания, выросшая в Перми. В октябре 2010 г. оператор возглавил отраслевую категорию в ежегодном рейтинге «200 самых быстрых» журнала «Секрет фирмы».  К 2014 г. компания рассчитывает занять на рынке интернет и кабельного телевидения долю по выручке не менее 20%. По итогам 2009 года выручка компании составила 4,672 млрд руб. Основной акционер — Пермская финансово-промышленная группа Алексея Кузяева, который занимает пост президента «ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг Лтд.»

Наша философия:

Знать свои права - реальная сила, а умение применять свои знания на практике означает быть сильным мужем, отцом, другом! 2006 г.

Председатель СПбООП "ДИАЛОГ"
Рыжков Вадим
Мы рады видеть Вас по адресу: Университетская наб. д.25, оф.38. Телефоны горячей линии: 600-79-78, 716-96-31
× Чат