Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Диалог» удалось нарушить обычный ход событий в практике рассмотрения дел по искам граждан в области оказания услуг, в частности, в туристической сфере. К сожалению, в последнее время, в данной сфере потребителям стало всё труднее и труднее отстаивать свои права, да и решения судебных инстанций зачастую заставляют задуматься.
Наиболее подробно вопросы развития туризма в стране регламентированы нормами Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», последние изменения в который были внесены 30 декабря 2008 года. Существует, также, Письмо от 07.08.2009 г. № 01/11347-9-32 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об осуществлении контроля (надзора) за исполнением законодательства о защите прав потребителей при оказании туристических услуг».

Но, несмотря на то, что вопросы реализации государственной политики в области туризма подробно регулируются действующим российским законодательством, его нормы нуждаются в дальнейшей регламентации и совершенствовании. Кроме того, не совершенен и контроль за работой организаций, предлагающих населению услуги туристического характера. Существует масса нарушений, как на стадии оформления договоров, так и в процессе оказания самой услуги.

Вот некоторые наиболее распространённые:

• Недоведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране

• Оказание туристических услуг без заключения с клиентом договора, соответствующего требованиям законодательства РФ.

Кроме того, типовыми спорами в сфере туризма являются:

— невыполнение тур. фирмой условий договора ( замена отеля, изменение сроков тура, не предоставление отдельных услуг, предусмотренных договором и т.п.);

— не предоставление надлежащей информации о туре и стране временного пребывания; отказ в визе;

— запрет пограничных служб в пересечении границы

— включение в договор условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законодательством РФ в области защиты прав потребителей, и многие другие.

Очень часто клиенты различных туристических фирм сталкиваются с нарушениями их прав и в части добровольного отказа от услуг, а именно – с них незаконно удерживают всевозможные штрафы, зачастую даже без объяснений или вообще отказывают в возврате денежных средств. Однако, действующее законодательство РФ прямо регламентирует права потребителя при добровольном отказе от исполнения договора. Так, согласно ст. 32 Закона «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. А согласно ст. 108 Воздушного Кодекса РФ, пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полёта с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правила воздушных перевозок не определён льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму в полном объёме.
Но, к сожалению, зачастую и судебная практика не добавляет уверенности потребителю в том, что его права будут защищены.

Так, например, гражданин В. обратился в ЗАО «Фирма Нева» для приобретения двух авиабилетов по маршруту Санкт-Петербург-Бангкок-Санкт-Петербург. Но, при получении билетов В. обнаружил, что дата обратного вылета указана не верно и обратился к тур. фирме более чем за 24 часа до вылета с письменной претензией о возврате стоимости обратного перелёта. Однако денежные средства ему так и не были возвращены.

Гражданин В. был вынужден обратиться в нашу организацию для защиты его интересов, и было подано исковое заявление о защите прав потребителей в мировой суд. Решением мирового судьи в удовлетворении исковых требований было отказано. Апелляционным определением районного суда решение мирового судьи оставлено без изменения.

Однако нашей организации удалось восстановить справедливость в надзорной инстанции. Постановлением президиума Санкт-Петербургского городского суда от 08 сентября 2010 г. предыдущие судебные акты об отказе в удовлетворении иска о защите прав потребителей к ЗАО «Фирма Нева» были отменены и вынесено новое решение об удовлетворении иска в полном объёме. В итоге, сумма, подлежащая к взысканию с ответчика, превысила в четыре раза ту, которую тур. фирма не пожелала выплатить в досудебном порядке и составила 124000 рублей.

Общественная организация потребителей «Диалог» всегда готова прийти вам на помощь. Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по адресам: ул. Таврическая, дом 2 пом. 17Н или Комендантский пр. д. 25 к. 1, пом. 29Н, а также позвонить в нашу организацию по телефонам горячей линии: 600-79-78, 327-80-10, 319-37-11 (круглосуточно: 716-96-31 и 971-85-75) – мы с радостью ответим на вопросы, поможем в составлении различных заявлений и в защите ваших прав в судебных инстанциях.

× Чат