Санкт-Петербургская общественная организация потребителей "Диалог"
Санкт-Петербург, Университетская наб. д.25, оф.38
Защита прав потребителей с 2004 года
Общество защиты прав потребителей Диалог
Бесплатная консультация 8 (812) 600-79-78    info@galoba.ru    
Горячая линия по защите прав потребителей 8 (812) 418-27-08
Консультация 8 (812) 600-79-78
 
01 февраля 2013 г.

Как пудрят мозги в салонах красоты

В салон красоты москвичка Ирина Шишкина пришла сделать SPA-процедуру. А вышла с тяжелым чемоданом, набитым импортной косметикой, и кредитным договором с банком на 40 тыс. рублей (под 25% годовых). В себя Ирина пришла только у метро и ужаснулась: ничего себе “марафетик навела”...

ПРОЦЕДУРА ПО ПАСПОРТУ

   В последнее время к столичным правозащитникам зачастили одураченные посетительницы салонов красоты. Жалобы типовые: во время рекламной акции их чем-то опоили, одурманили, навязав совершенно ненужную сделку.
- Моей подруге подарили сертификат на бесплатную SPA-процедуру. Мы пошли вместе, - рассказывает Ирина. - Пришли по указанному адресу в Крутицком переулке. Администратор зачем-то забрала паспорта, сказав, что эти данные нужно занести в реестр. Потом нас развели по двум малюсеньким, с половину кухни, комнаткам. Милая девушка-косметолог сделала тест на аллергию, уложила в кресло и стала обрабатывать лицо косметикой. Попутно расспрашивала: какой косметикой я пользуюсь? покупаю сама или дарит муж? сколько трачу на себя в месяц? и, кстати, принято ли у нас в семье делать подарки?
Ирина замолкает и виновато спрашивает:
- Наверное, я сама сглупила, да? Не стоило отвечать на такие вопросы?
Как было дальше, знают уже тысячи женщин, которые попали в похожую ситуацию. Аналогичными историями делятся на интернет-форумах жительницы Краснодара и Новосибирска, Петербурга и Нижнего Новгорода...
Чудо-косметикой им обработали только половину лица. После чего сделали перерыв, угостили чаем (кофе, кока-колой) и, подведя к зеркалу, предложили “почувствовать разницу”: слева - ваше обычное лицо, справа - то, что мы вам сделали. “Если приобретете у нас набор для настоящего ухода за лицом - так идеально будете выглядеть всегда!” - сообщает представительница салона. И называет стартовую цену - 60-70 тыс. рублей. Разу­меется, не сразу, а постепенно, в рассрочку. И не нам, а в удобный для вас банк, где-нибудь в шаговой доступности. После первого отказа цена начинает снижаться и, как правило, останавливается у отметки 30-40 тыс. Тем, кому удается отговориться, вторую половину лица обрабатывают уже не полчаса, а пару минут, явно наспех. После чего быстренько выпроваживают. Ирина “сломалась” на 37 тысячах, и процедуру омоложения ей завершили со всем старанием.
- Да ведь я же не хотела ничего покупать! - до сих пор удивляется она. - Мужу пообещала: ни на какую разводку не соглашусь, слава богу, навидалась. Не понимаю, как я согласилась! Как стала спускаться по эскалатору - точно проснулась. Хотела сразу вернуться, потом думаю: доберусь до дома, посмотрю хоть, что там внутри.

ПОШЛИ ВА-БАНК

- Только за минувший год к нам обратились более ста женщин с аналогичной проблемой, - говорит руководитель Московского общества защиты потребителей Надежда Головкова. - Ситуация для наших юристов, честно говоря, новая. За 20 лет работы мы ни разу не сталкивались с такой необычной мошеннической схемой.
В том, что схема именно мошенническая, у Надежды Головковой нет ни малейшего сомнения. Самые разные люди - и по возрасту, и по социальному статусу, и по уровню образования - жаловались на то, что при посещении салона красоты после чашечки кофе (чая, прохладительного напитка) теряли самоконтроль и безвольно подписывали какие-то бумаги. Одни при этом называли себя “куклой”, другие - “зомби”, третьи - просто “дура дурой”.
- Бумага, которую женщины подписывали в салоне, была кредитным договором с весьма серьезным банком, - продолжает Головкова. - Получалось, что человек взял потребительский кредит на покупку косметики. То есть банк уже перечислил компании эти деньги в полном объеме и теперь все взаиморасчеты должны вестись между физическим лицом (жертвой обмана) и банком. И тут все становится намного сложнее. Если взаимоотношения между потребителем и торговой фирмой (или фирмой по оказанию услуг) подпадают под действие закона о защите прав потребителей, то взаимоотношения заимодавца и кредитора - это уже совсем иная песня. Здесь все прописано гораздо жестче, нет никаких “периодов охлаждения” или права расторжения договора. Подписал договор - изволь выплачивать долг и проценты.
Во многих странах Европы (видимо, прошедших через подобные обманные схемы) в банковской сфере существует “период охлаждения”. То есть даже после подписания кредита заимодавцу дается еще шесть дней для того, чтобы, например, посоветоваться с родными или с юристом и отказаться от кредита без всяких последствий. Лишь на седьмой день кредитный договор окончательно вступает в силу.
- Мы хотим в качестве законодательной инициативы внести в Думу предложение о таком вот “периоде охлаждения”, - говорит Надежда Головкова. - По нашему мнению, необходимо запретить банкам заключать кредитные договоры вне стационарных мест работы банковских сотрудников. Сейчас такого запрета не существует.

70 ПРОЦЕНТОВ ГОДОВЫХ

  “Нам было очень весело, мы, конечно, были в эйфории”, - вспоминают женщины свое состояние. - Но мы были абсолютно убеждены, что подписываемся только под покупкой, а не под кредитом. И имеем дело с продавцом, а не с банковским служащим”.
Кому не известно, как непросто заключить кредитный договор с банком? Нужны и справки с работы, и поручители, и паспорт. Сотрудник кредитного отдела, в свою очередь, предъявляет вам свое удостоверение, оставляет визитку, часто - контактный телефон. А тут - под музыку, под чашечку чая, чуть ли не с лицом, покрытым омолаживающей маской...
- На мой взгляд, имеет место преступный сговор, - делает вывод Надежда Головкова. - Банки прекрасно знают, с кем имеют дело. За последний год навязывание кредита физическим лицам приобрело масштабный характер. Владельцам обычных “зарплатных” пластиковых карт названивают из офисов настойчивые девушки и уговаривают на самых льготных основаниях и совершенно бесплатно получить кредитную платежную карту. Многим такие карты присылаются прямо по почте, в конвертике. Правда, почему-то из других городов. “Вас это ни к чему не обязывает! - уверяют сотрудники банка. - До тех пор пока вы не совершите первую покупку, карта не будет активирована, процент пойдет лишь потом”. Многие соглашаются и носят в кармане “пластиковый соблазн”. Некоторые делают покупку - и начинают выплачивать 50, 60, а то и 70 процентов годовых.
Тысячи россиянок пожаловались на то, что при посещении салона красоты после чашечки кофе (чая, прохладительного напитка) теряли самоконтроль и безвольно подписывали какие-то бумаги.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Можно ли вернуть косметику?
По словам руководителя Московского общества защиты потребителей Надежды Головковой, на сегодняшний день есть лишь одна зацепка, позволяющая вернуть чемоданчик с косметикой обратно в салон и расторгнуть договор с банком. Какая? «У вас должна проявиться аллергия на эти препараты. Среди тех, кто обратился к нам, таких большинство. У кого-то на лице появились покраснения, у кого-то - прыщи. Причем там, где до этого ни разу не были. В данном случае нужно вести речь либо о некачественном товаре, либо об отсутствии полной и достоверной информации о нем. Опираясь именно на эти статьи закона, мы выиграли в 2012 году первое дело против косметической компании, которую с успехом рекламирует Первый телеканал».

НЕ ЛЮДИ, А БАЗА

Кира Иванова проработала оператором в call-центре косметической фирмы около трех недель. В ее задачу входил трехчасовой телефонный обзвон по предоставленному списку. Судя по всему, список был скачан с обычной телефонной базы, которую сегодня можно купить, скажем, на Савеловском рынке за 3 тыс. рублей. Ей как новичку полагался именно такой, самый трудный список, “с нуля”. В call-центре это называют “холодной базой”.
- За это время я услышала в свой адрес столько брани от моих абонентов, сколько не слышала за всю свою жизнь! - признается Кира. - “Холодная база” не обновляется. Если за первую трехчасовую смену девять женщин не согласятся приехать на рекламную SPA-процедуру, то оператору придется оставаться на вторую пятичасовую смену (уже неоплачиваемую). Или - до свидания!
Необновляемая база означает, что по одним и тем же номерам Кира и ее сослуживцы могут позвонить и во второй, и в третий раз. Разве все отказы упомнишь?
- Самым терпеливым и настойчивым телефонисткам через пару недель выдали “горячую базу”, - вспоминает Кира. - В ней значились реальные имена тех, кто однажды поддался на уговоры и прошел процедуру в салоне.
Помните соседку подруги Ирины Шишкиной? Как выяснилось, ей обработали вторую половину лица только после того, как она назвала телефоны и имена нескольких своих знакомых, кто мог бы заинтересоваться их продукцией. Отдав паспорт администратору, Ирина, скорее всего, поспособствовала расширению “горячей базы”.
... Из call-центра Кира ушла после того, как позвонила по какому-то номеру и долго убеждала мужчину подарить супруге акцию в салоне красоты. Он слушал и наконец тихо сообщил, что его жена уже год как скончалась. Кира поделилась печальным недоразумением с начальницей. “Да не переживай ты так, - усмехнулась та. - Люди - это те, с кем ты общаешься в нерабочее время. А во время телефонных переговоров это не люди и даже не покупатели, а просто “холодная база”. Которая должна стать “горячей”.

Источник: Марина Макеева «Мир новостей»

 

Наша философия:

Знать свои права - реальная сила, а умение применять свои знания на практике означает быть сильным мужем, отцом, другом! 2006 г.

Председатель СПбООП "ДИАЛОГ"
Рыжков Вадим
Мы рады видеть Вас по адресу: Университетская наб. д.25, оф.38. Телефоны горячей линии: 600-79-78, 716-96-31
× Чат