О том, как можно добиться справедливости и возместить ущерб при покупке товара ненадлежащего качества, поведал один из наших читателей. Он приобрел сотовый телефон, который оказался с дефектом, и, несмотря на сопротивление продавцов, сумел вернуть потраченные деньги и компенсировать расходы на судебные издержки. Его пример — другим наука.

НЕУДАЧНАЯ ПОКУПКА

  В октябре 2010 г. Сергей решил приобрести телефон iPhone 4 в Петербурге, хотя имел возможность купить его в Финляндии. Молодой человек подумал, что гораздо удобнее, когда сервисное обслуживание под боком, а не в соседней стране. Конечно, он не предполагал, что телефон, приобретенный в павильоне МТС за 28 тысяч рублей, вскоре сломается. Через несколько месяцев (в период гарантийного срока) в телефоне отказал динамик, в результате чего аппарат было невозможно использовать по назначению.

  На тот момент средства связи с сенсорным экраном еще не относились к группе технически сложных товаров. Эта поправка вступила силу только в ноябре 2011 г. Поэтому Закон «О защите прав потребителя» позволял Сергею в период гарантийного срока расторгнуть договор купли-продажи, вернув товар ненадлежащего качества продавцу. С таким требованием молодой человек и обратился в ЗАО «Русская телефонная компания» (дилер МТС) на пр. Художников, 16. Убедившись в очевидном дефекте, продавец предложил отправить телефон на «дополнительную проверку качества» и попросил покупателя подписать заявление… о проведении ремонта. Такой документ Сергей подписать отказался, телефон не отдал и потребовал назначить время и место экспертизы, в которой хотел принять участие. Но ни экспертизы c возможностью присутствия на ней, ни денег, которые по ст. 22 указанного закона должны были ему вернуть в десятидневный срок, так и не увидел.

  Реакции не последовало ни после второго заявления Сергея, ни после третьего. Шел уже второй месяц бесплодных переговоров, и продавец по-прежнему кормил покупателя обещаниями проверить качество товара, но их не выполнял.

— Если бы этот iPhone был куплен сегодня, — говорит юрист Вадим Тимофеев, — он уже рассматривался бы как технически сложный товар и требование о возврате денег, а также замене можно было бы предъявить только в течение 15 дней после покупки, а не всего гарантийного срока. Если с момента покупки прошло несколько месяцев, то возврат денег возможен только при наличии доказанного существенного недостатка или после ремонта, который не дает возможности использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения различных недостатков.

СТАВКИ РАСТУТ

  В августе 2011 г. Сергей обратился с исковым заявлением в мировой суд, в котором требовал не только возврата денег за телефон, но и компенсацию морального вреда в размере 6000 рублей, а также разницу в возросшей стоимости товара на момент предъявления претензии — 3000 рублей. Однако ни на одно заседания суда, которых состоялось вплоть до января 2012 г. восемь (!), представители Русской телефонной компании не явились. А между тем издержки росли. В своем новом заявлении Сергей потребовал увеличить сумму издержек, которые уже включили в себя не только выросшие пени за просрочку возврата товара (по закону 1% от стоимости товара в сутки), но и оплату юридических и нотариальных услуг. Поскольку сумма исковых требований к ответчику возросла до 82 тысяч рублей, материалы были переданы в федеральный суд Выборгского района.

  Представители Русской телефонной компании не показались и там — ни на первом, ни на втором, заключительном заседании. В их отсутствие суд удовлетворил все требования Сергея и присудил взыскать с компании 66 740 рублей в пользу потребителя и штраф 142 413 рублей в доход государства. Но Русская телефонная компания не торопилась исполнять законное решение суда, пока не вмешались судебные приставы, пришедшие описывать имущество компании. Только тогда Сергей получил свои деньги. А компания потеряла в сумме более 200 тысяч рублей, то есть в 7,5 раза больше стоимости злополучного мобильника!

  Хотя покупателю пришлось в течение полутора лет доказывать свою правоту, он окупил все расходы и даже получил компенсацию за потерянное время.

НЕ ПОПАДАТЬСЯ НА УЛОВКИ

Юрист Вадим Тимофеев предупреждает о самых распространенных ошибках потребителей.

— Возвращая товар в магазин, никогда не подписывайте вслепую бумаги, которые вам предлагают. Внимательно ознакомьтесь с текстом. Еще лучше составить претензию самостоятельно и оформить ее в двух экземплярах, потребовать у продавца поставить подпись, печать и дату либо направить ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

  Если у вас забирают товар на экспертизу, то лучше не отдавать его, а принести в назначенный час в указанное место, где она будет проводиться. Ведь по Закону «О защите прав потребителей» вы имеете право присутствовать при проведении экспертизы. В противном случае товар может «случайно» получить повреждения, например, выпасть из рук продавца или промокнуть, и тогда доказать факт производственного дефекта будет сложно. При обнаружении недостатка вы имеете право вернуть деньги, поменять товар или произвести ремонт за счет магазина. Если магазин не выполняет любое из этих требований и отказывает вам в претензии, вы вправе обращаться в суд.

  По мнению Вадима Тимофеева, большинство подобных исков в Петербурге решается в пользу потребителей. Главное — запастись терпением и обратиться за консультацией к специалистам в сфере защиты прав потребителей.

Источник:  Нина Башкирова «Петербургское качество»

 

× Чат