Сегодня все уважающие себя крупные магазины имеют дисконтные карты. Появившиеся в России в последние два десятилетия, они прочно вошли в наш обиход: сейчас редко встретишь покупателя, у которого не было бы нескольких дисконтных карт, а то и нескольких десятков. 

 Как стать избранным

   Дисконтная карта — это документ, который подтверждает право его владельца на получение скидок. Они могут быть фиксированными, накопительными, на определенные виды товаров и т. д. Сами карты также весьма разнообразны. Высший пилотаж — именные карты, которыми могут пользоваться только указанные в них владельцы, и карты на предъявителя. По таким картам, как правило, скидки намного больше. Например, одно из популярных кафе города предоставляет скидки избранным клиентам до 20 процентов. Вопрос в том, как попасть в число избранных. Для этого нужно быть, например, известным человеком. Второй вариант — попасть в число первых клиентов заведения. Щедры заведения и во время празднования разных дат: год со дня открытия, два, три года и т. д. 

— В первые дни после открытия мы раздавали всем посетителям дисконтные карты независимо от того, на какую сумму совершались покупки, — рассказал менеджер винного бутика. — Первым двадцати покупателям достались карты со скидкой 10 процентов, еще двадцати — пятипроцентные, следующим двадцати — трехпроцентные. Сейчас, когда бутик уже известен и имеет своих постоянных посетителей, дисконтная карта выдается при условии покупки на определенную — довольно крупную — сумму.

  Самый простой вариант дисконтной карты — пластиковый или картонный четырехугольник, на котором указаны размер предоставляемой скидки и группа разнообразных скидочных товаров. Основная цель таких карт — реклама. Более сложным вариантом считается карточка, в которую встроены чип или магнитная полоса. Супервариант — карточка, включающая штрих-код, некую запись в базе данных и цифровую подпись, то есть средства, которые способны провести процесс идентификации процента скидки. Такие карты, как правило, выдают членам некоего дисконтного клуба. Оказалось, что вступить в такой клуб не так уж трудно. Одна крупная торговая сеть, чьи супермаркеты разбросаны по всему городу, за 100 рублей выдает накопительные дисконтные карты, и вы автоматически становитесь членом клуба данной сети. Честно говоря, очевидных преимуществ автор этих строк как владелец подобной карты не усмотрела, а вот минусы такой системы — очевидны: вас начинают атаковать всевозможными предложениями и сообщениями об акциях. Впрочем, разговор о минусах дисконтных карт — впереди.

  Часто дисконтные карты совмещаются с картами банка, что дает возможность при безналичной оплате получать скидки. Но такие карты скорее относятся к епархии банков, чем предприятий торговли.

  Скидки по картам дисконта могут предоставляться различными способами. Например, довольно популярными являются абонемент (когда по карте вы автоматически получаете скидку), накопительная скидка (когда за каждую покупку вам начисляются баллы, которые потом реализуются в скидку), бонусные карты действуют по аналогичной схеме.

Экономия — не всегда 

Многие считают, что дисконтные карты — великое благо, так как с их помощью можно экономить при покупках. Это справедливо не во всех случаях.

— Дисконтные карты эффективны в том случае, если вы — постоянный клиент данного конкретного магазина или если они выдаются бесплатно, что сегодня бывает очень редко, — призналась продавец сетевого супермаркета бытовых товаров Татьяна Смелова. — Например, наша двухпроцентная карта стоит двести рублей, поэтому, если вы будете совершать раз в месяц покупки на 500 рублей, то окупите карту только через полтора года, и лишь после этого она будет вам приносить доход. Многие наши покупатели живут рядом и все время приобретают у нас товары гигиены: стиральный порошок, туалетную бумагу, салфетки, мыло, пасту, косметику. Если семья большая, то бывает, что на тысячу и больше в месяц, поэтому они быстро окупают карту и получают уже реальную экономию.

  Чем популярнее становятся дисконтные карты, тем за большую стоимость они продаются. Известный финский супермаркет бизнес-класса выдает дисконтную карту только в случае разового приобретения товаров на сумму 2000 рублей. При том что цены в магазине не намного выше, чем в других супермаркетах, а многие продукты и так продаются со скидками. Поэтому даже постоянные посетители считают, что в приобретении дисконтной карты нет очевидной выгоды.

  Вместе с тем навязчивая реклама дисконтных карт все-таки делает свое дело. Одна моя знакомая — настоящая фанатка дисконток. Недавно, например, она купила в довольно дорогом магазине две пары джинсов только для того, чтобы получить дисконтную карту. Таковы были условия акции. Причем вторые джинсы ей были совсем не нужны. 

— Дисконтная карта — мелочь, но зато приятная, — признается она. — Стараюсь получить их в любом магазине, где делаю покупки. Особенно желанны карты магазинов косметики, потому что кроме скидок получаешь поздравления с днем рождения, всякие приятные подарки и участвуешь в акциях. 

  Вместе с тем женщина признается, что предложения о скидках действуют на нее гипнотически, она бежит покупать вещь, даже если та ей не особенно нужна. В первую очередь это касается косметики…

Заполняя анкету, будьте бдительны! 

   То, что нравится моей знакомой, многие склонны отнести к явным минусам дисконтных карт. Выдавая вам пластиковый четырехугольник, тот или иной торговец как бы получает право вторгаться в любое время в ваше виртуальное пространство и навязывать разные ненужные вещи. Например, став членом клуба известной торговой сети после получения накопительной карты, автор этих строк теперь непрерывно получает рекламу о скидках на сотовый телефон и по электронной почте. Иногда реклама настолько беспардонна, что хочется выбросить дисконтную карту со всеми скидками и баллами.

  Например, в декабре на электронную почту поступило письмо с перечнем товаров, снабженное иллюстрациями и довольно глупыми комментариями о конце света. Дело было перед роковой датой. Предлагались книги, чай в пакетиках, а также фонарь — динамо-машина с ручным приводом за 135 руб., бензиновая горелка — за 5437 рублей («поможет в мире без электричества»), упаковка соли «Горный хрусталь» за 145 руб. — «возьми про запас щедрый дар природы», фляжка, лопата, мультитул — 18 инструментов в одном корпусе («пригодятся в любой ситуации») и прочее. Завершал рекламный текст призыв: «Купите любые четыре товара и получите бесплатную доставку!». 

  Лопата, фляжка и мультиинструменты мне были не нужны, поэтому я позвонила в отдел маркетинга этой торговой сети и поинтересовалась, отчего продуктовый супермаркет навязывает кроме залежалых продуктов еще и не менее залежалые промышленные товары. 

— Вы сами заполняли анкету и указали, что желаете получать сообщения о скидках. К тому же как члену клуба мы сообщаем вам о скидках на сопутствующие товары, которые продаются в нашем магазине, — ответили мне.

  Действительно, приобретая дисконтную карту, нужно всякий раз заполнять анкету, указывая в ней сотовый телефон и прочие личные данные. И это — риск. Что касается меня, то я, например, не помню, давала ли согласие на рассылку рекламы на мой электронный адрес, но идти в магазин, требовать поднять документы и прочее, — на это просто нет времени. Поэтому вынуждена терпеть агрессивную рекламу на своем телефоне и в компьютере.Вывод: покупая дисконтную карту, прикиньте, как скоро она окупится и начнет приносить прибыль, то есть экономию.

  Бесплатные дисконтные карты — это тоже «крючок». Таким образом вас обязывают чаще бывать в конкретном магазине. Это разновидность психологического давления, поэтому если магазин в стороне от ваших привычных маршрутов, то лучше не дать себя соблазнить бесплатной картой, которая может заставить вас, например, ехать лишнюю остановку, чтобы купить товар именно в этом магазине. Время, как известно, тоже деньги.

Источник: Яковлева Светлана  «Вечерний Петербург»

× Чат