Санкт-Петербургская общественная организация потребителей "Диалог"
Санкт-Петербург, Университетская наб. д.25, оф.38
Защита прав потребителей с 2004 года
Общество защиты прав потребителей Диалог
Бесплатная консультация 8 (812) 600-79-78    info@galoba.ru    
Горячая линия по защите прав потребителей 8 (812) 418-27-08
Консультация 8 (812) 600-79-78
 
16 января 2013 г.

Надо ли сдавать сумку в магазине, который «не несет ответственность за оставленные вещи»?

Нередки случаи в современных супермаркетах, когда покупателя останавливают на входе в магазин с требованием оставить сумку в камере хранения.  Или при выходе из зала охрана требует предъявить чек и начинает копаться в вашей сумке. При этом совершенно странно выглядит объявление на ячейках камеры хранения: "Администрация магазина за оставленные вещи ответственности не несет". Возникает множество вопросов. Кто же в таком случае несет ответственность? И на каком основании покупатели при входе вообще обязаны сдавать сумку? Имеет ли право любой сотрудник магазина делать досмотр личных вещей покупателя?

  Удивительно, но охрана супермаркета уверена, что при попытке что-либо украсть потребитель обязательно это будет прятать в свою сумку, именно поэтому они так ревностно и требуют оставить ваши вещи в камере. При этом руководство супермаркета также незаконно предупреждают нас, что совершенно не ответственно за вещи и сумки, если мы их доверили ячейкам хранения.

  Потребители не обязаны в магазинах самообслуживания сдавать свои вещи на хранение. Приняв сумку на хранение, будь то камера или человек-приемщик у входа, продавец заключает с потребителем устный договор о безвозмездном предоставлении услуги хранения вещей. Принудить заключить такой договор магазин и кто-либо еще не имеет законного основания. Любая торговая точка прекрасно об этом осведомлена. Обязывая сдавать сумки, охрана магазина навязывает заключение данного договора хранения, чем нарушает статью 421 Гражданского кодекса РФ, защищающую принципы свободы договора.

  Если охранник или иной работник магазина требует от вас при входе в зал предъявить проносимый с собой товаров, а на кассе после расчета проверяют чеки, осматривают покупки и сумки покупателя, это также является противозаконно. Потребитель имеет все основания отказаться от такого унизительного досмотра, сославшись на пункт 34 письма Комитета РФ по торговле «О правилах работы предприятия розничной торговли» №1-314/32-9 от 17.03.94. Содержимое сумки по собственному желанию, конечно, можно показать охранникам, равно как показать свою сумку вы можете кому угодно. А требовать предъявить личные вещи, в том числе только что оплаченные, принудительно охрана не уполномочена. Это право есть исключительно у милиции. Таким образом, предложите охране пригласить милицию для личного досмотра. Согласно статье 27.7 КоАП РФ, досматривать может только сотрудник милиции. Если досмотр вашей сумки был произведен охранником без вашей воли, сразу пишите заявление в органы внутренних дел. Желательны, но не обязательны показания свидетелей. В любом случае жалоба из милиции направляется в отдел лицензионно-разрешительной работы, которое регистрировало охранное предприятие, сотрудник которого превысил полномочия. По каждому обращению проводится проверку ЧОПа. Сотрудника оштрафуют и вынесут предупреждение, при повторном предупреждении его лишают прав на охранную работу до трех лет. При физическом насилии сотрудник охраны и вовсе понесет уголовную ответственность по статье 203 Уголовного кодекса РФ "Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб". Очень грубый охранник может получить до пяти лет лишения свободы. Даже за ложный вызов милиции ответственен охранник, а не вы.

   Итак, потребитель, ссылаясь на закон, категорически отказывается добровольно сдавать вещи в камеру хранения. Охрана идет на конфликт и не пускает в магазин покупателя. Сразу требуйте книгу жалоб и предложений. В ней подробно описывайте ситуацию с указанием нарушения свои прав потребителя. Магазин тем самым нарушает статью 426 Гражданского кодекса: принцип публичности договора. То есть продавец не имеет право отказать в продаже товара при наличии возможности продать требуемый товар, поскольку сумка в торговом зале продаже товара ни коим образом не может помешать. Налицо факт нарушения правил торговли, по статье 14.15 КоАП РФ. Поэтому сразу с жалобой о нарушении прав потребителя обращайтесь в Роспотребнадзор, который за административное правонарушение оштрафует торговую точку на 100-300 МРОТ.

  Потребитель все-таки решил доверить личные вещи камере хранения супермаркета. Но на ней красуется надпись: "Администрация магазина за оставленные вещи ответственности не несет". Вы добровольно заключаете с магазином публичный договор хранения, оставляя свое имущество в их камерах хранения. Согласно главе 47 Гражданского кодекса РФ, договор хранения подразумевает передачу вещи и ее последующий возврат с полной ее сохранностью во время ее хранения.

  Таким образом, юридически безграмотное объявление магазина об отсутствии ответственности за сохранность имущества противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации и вводит в заблуждение потребителя. В случае пропажи оставленных вещей, покупатель имеет законное право вызвать милицию, написать заявление на имя директора магазина, описать утраченное имущество и потребовать компенсации за несохраненные вещи. Только администрация магазина, предлагая поместить личную вещь в ячейку хранения, несет полную ответственность за доверенное ей имущество. Администрация магазина обязана выплатить компенсацию покупателю:

· за утрату и недостачу вещей при хранении - в размере полной стоимости,

· за повреждение вещей - в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.

Источник: rateshops.ru

 

Наша философия:

Знать свои права - реальная сила, а умение применять свои знания на практике означает быть сильным мужем, отцом, другом! 2006 г.

Председатель СПбООП "ДИАЛОГ"
Рыжков Вадим
Мы рады видеть Вас по адресу: Университетская наб. д.25, оф.38. Телефоны горячей линии: 600-79-78, 716-96-31
× Чат