Росстат опубликовал результаты проверок Роспотребнадзором розничных рынков в 1-м полугодии 2012 г. Данные хотя и отражают картину почти полугодовой давности, полезны для ознакомления — рынки по-прежнему действуют и люди продолжают совершать там покупки. На что при этом стоит обращать внимание.

     В 1-м полугодии, как и в январе – июне 2011 г., органами Роспотребнадзора проведено 5000 проверок торговых мест на розничных рынках, и в половине случаев выявлены нарушения. По результатам проверок было вынесено 3000 постановлений о наложении штрафных санкций (столько же, как и в 1-м полугодии 2011 г.), из них 35,1% (27,7% соответственно) — по статье «нарушение правил продажи отдельных видов товаров»; 31,3% (23,7%) — «нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»; 15,1% (15,8%) — «нарушение иных прав потребителей». Сумма взысканных с правонарушителей штрафов составила 6 млн руб., в расчёте на одно торговое место с выявленными нарушениями — 2300 руб. (в 1-м полугодии 2011 г. — 9 млн руб. и 3300 руб. соответственно). Посмотрим, к каким товарам у контролеров было больше всего и каких претензий.

    Относительно пищевых продуктов и безалкогольных напитков стоит учитывать, что в структуре их продажи розничные рынки в январе – сентябре этого года имели только 10,3%, что значительно сужает опасность для населения в целом их воздействия в случае продажи некачественных продуктов. Тем же, кто предпочитает делать продуктовые запасы на рынках, полезно учесть, что в 1-м полугодии 2012 г. с серьёзным отрывом от других продуктов питания наибольшие претензии у контролеров Рспотребнадзора были к макаронным (15,7% ненадлежащего качества от количества отобранных образцов), а также к хлебу и хлебобулочным изделиям (13,1% соответственно).

    Однако причины недовольства проверяющих к этим продуктам были разные: по макаронным изделиям все 15,7% «отбраковки» попали под категорию «нарушения правил маркировки», а по хлебу и хлебобулочным изделиям явное большинство претензий — 12,6% — было по части «отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность продукции», что звучит серьезнее. Правильная маркировка макарон дело, несомненно, важное, но надо быть осторожнее и с колбасой. Колбасных изделий ненадлежащего качества выявлено тоже немало — 7%, а главное 4,8% — с нарушением сроков годности.

   Роль розничных рынков в реализации непродовольственных товаров куда весомее, только по одежде и обуви в структуре продаж им досталось 45%. Но и претензии по части качества этой продукции много больше. Лидером по несоответствию качественным требованиям стала кожаная обувь — 67,5%, затем следуют парфюмерно – косметические изделия и кожгалантерейные товары — 63 и 54,3% соответственно. Правда, практически все эти претензии имеют одно определение — «нарушение правил маркировки», то есть по, меньшей мере, на эту продукцию имелись документы, подтверждающие качество и безопасность. Только по обуви 2,6% оказалось без «документов».

   С одеждой одновременно и проще, и сложнее. Проще — в смысле меньше претензий контролеров. Так, по трикотажным изделиям они не пропустили 35,6% отобранных образцов, по швейным изделиям — 30,6%. А сложнее с этими товарами, поскольку в подавляющем большинстве случаев причина недовольства ими — отсутствие документов о качестве и безопасности (28,3 и 22,6% соответственно). Узкому кругу ценителей мехов на розничных рынках сообщаем, что в 1-м полугодии тест на надлежащее качество не прошло 38,7% этих товаров — 2,5% из-за отсутствия названных документов, 29% — за неправильную маркировку.

Источник: Экономика и жизнь

× Чат