Как не стать жертвой предпраздничного шопинга

СУШКИ К ЕЛКЕ

Ух ты, елка! Кассиры — в колпаках Дедов Морозов. В торговом зале развешаны гирлянды, с потолка свисает дождик. Зайдя в сетевой продуктовый магазин недалеко от дома, я изрядно удивился. До Нового года — целый месяц, а тут уже празднуют. На полках — желтые ценники с надписью «Новогодняя распродажа». Ищу шампанское. Но нет — скидка почему-то на пиво, сушки, овсяное печенье и… кефир. Гляжу на кефир: срок годности истекает через сутки.

Забавный Новый год — с кефиром и сушками на закусь! В соседнем ТЦ у «Речного вокзала» Дед Мороз и Снегурка устроили конкурс: дети читают стихи и получают конфеты. А взрослым предлагается вспомнить как можно больше слов с новогодней тематикой. Толпа ребят и их родителей охотно участвует, веселье — полным ходом.

— Смысл — создать атмосферу праздника. Ведь праздник — отличный повод для покупок, — рассказывает психолог Дмитрий Клевцов. — Артисты-аниматоры расслабляют потенциальных покупателей. Взрослые словно становятся детьми, а ребенок с деньгами — идеальный покупатель.

— А для чего праздничные распродажи кефира?

— Как правило, во время таких акций торговые сети в первую очередь сбывают залежалый товар. Например, пиво, которое зимой расходится хуже. Или продукты, чей срок годности скоро истекает.

Впрочем, как выяснилось, эти хитрости торговых сетей — вполне невинное детское развлечение.

НОУТБУК СДОХ ЧЕРЕЗ ТРИ МЕСЯЦА

Юрист Общества защиты прав потребителей Дмитрий Лесняк рассказал «КП» о своем клиенте, который приобрел ноутбук в известной сети магазинов, торгующей электроникой.

— Человек купился на новогоднюю скидку, но буквально через три месяца техника перестала работать, — рассказывает Дмитрий. — Он сдал ноутбук в сервисную службу магазина. Но компьютер не починили, а предложили вернуть деньги.

Вскоре выяснилось: в такую же ситуацию попали многие покупатели ноутбуков. Оказалось, сеть магазинов по дешевке закупила крупную партию некачественного товара. Многие компы вскоре вышли из строя.

— По закону «О защите прав потребителей» покупатель имеет право требовать или ремонта товара, или его замены на такой же, но исправный, или деньги обратно, — рассказывает Дмитрий Лесняк. — Разумеется, торговой сети было выгодно просто вернуть деньги и не заморачиваться с ремонтом и уж тем более не менять товар на более качественный и дорогой.

Суд длился целых полтора года, но покупатель все-таки добился замены ноутбука на исправный.

— Магазины электроники нередко объявляют 50 — 70-процентную «новогоднюю скидку» на товары сомнительного качества, — продолжает Дмитрий Лесняк. — Но их покупка — всегда лотерея. Сколько техника проработает после продажи? При этом скидка в 70%, как правило, служит приманкой. В магазины завозят по паре десятков старых моделей телевизоров или холодильников, которые быстро расходятся. А остальным покупателям объясняют: вы опоздали. Но ведь они уже пришли, причем с деньгами, а значит, наверняка хоть что-нибудь да купят.

В КОНЦЕ ГОДА УЙДЕТ ДАЖЕ НЕЛИКВИД

То же самое, кстати, касается магазинов одежды и обуви: грандиозная распродажа может оказаться ликвидацией осенней коллекции.

— Нередко бывает, что магазины продают неликвид — одежду с оторванными пуговицами, обувь, где не застегивается замок, — добавляет председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — В ажиотаже новогодних распродаж может разойтись буквально все. Но настоящие — в 50 — 70% — скидки на зимние коллекции одежды и обуви бывают никак не перед Новым годом. В декабре люди и так охотно тратят: праздничное настроение, годовые премии… Делать серьезные скидки просто смысла нет. Реальные распродажи начинаются после Рождества, когда денег у покупателей остается мало и спрос падает. Вот тогда и идите в магазины!

Второй вариант — торговля фальшивкой.

— Возле магазина «Иль де Ботэ» на Большой Якиманке я купила за 500 рублей духи. Мне сказали, мол, распродажа, скидки 80%, — рассказывает москвичка Светлана Проуторова. — У подруги духи такие же, но запах другой и держится долго, а мои выдыхаются через полчаса. Иду в магазин, а мне говорят: эти торговцы к нам отношения не имеют — просто жулики какие-то. Они перед Новым годом и 8 Марта постоянно появляются, быстро все распродают и исчезают.

Москвичка Инна Скобелева погорела на фейерверках.

— Купила несколько рядом с «Мегой» в Химках. Там лоток стоял. Взяла несколько салютов, а на дне рождения сына мы решили один пустить. И что? Не зажегся! Ни этот, ни другие!

Мария Свиридова, юрист Общества защиты прав потребителей, поясняет:

— Перед Новым годом часто предлагают прошлогодние петарды. Но многие из них никуда не годятся, потому что хранились где попало и отсырели.

БДИ!

Как еще дурят перед праздником

Фальшивые скидки. Многие торговцы одеждой и обувью действительно делают перед Новым годом скидки, но, как правило, они не превышают 20%. Но 20% мало кого привлекут, поэтому цены сначала увеличивают на треть, а потом объявляют скидку на 50%. Чтобы понять, не дурят ли вас, посмотрите, сколько вещи сходного качества стоят при покупке через Интернет.

Жульничество с ценником.

На ценнике — две суммы: одна написана черным и зачеркнута, другая — красным. Обе цены… одинаковы, просто многие в распродажном угаре этого не замечают.

Праздничный новогодний купон. Его предлагают, если вы купите в магазине вещей или продуктов на определенную сумму. Но полностью оплатить новую покупку этим купоном нельзя — «не проходит по бухгалтерии». А это значит, что вам снова придется тратиться в этом магазине.

КОММЕНТАРИЙ ТОРГОВЦЕВ

«Распродажи — не миф»

— Новогодние распродажи — не миф, — объясняет Мария Курносова, руководитель службы внешних коммуникаций сети «Ашан». — Часто скидки делают не торговцы, а сами производители. Ну, например, шоколада. Печатается новогодняя обертка, назначается низкая цена, и товар просто разлетается. Да, наценка совсем маленькая, но ведь товара продается в несколько раз больше! Что касается вещей, то тут примерно такая же ситуация. Производители и продавцы пытаются заработать на объеме продаж. Ведь перед Новым годом люди покупают себе и другим подарки, то есть деньги они будут тратить в любом случае. С другой стороны, сумма у каждого ограниченная. А значит, мне выгоднее продать 10 пуховиков по 7 тысяч рублей, чем 5 — по 10 тысяч. С другой стороны, когда зимний сезон закончится, скидки будут еще выше — кому нужен на складе нераспроданный товар? Да и деньги необходимы для закупки нового. Так что сезонные вещи, разумеется, лучше покупать в конце сезона.

— Новогодние скидки на бытовую технику в 50% бывают, — говорит Антон Гуськов, директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники. — Но нужно понимать, что в этом случае вам предлагают старые модели, которые по обычной цене просто никто не купит. Скидка в 70% — очень большая редкость. Поэтому перед приходом в магазин позвоните и уточните, на какой именно товар скидка и есть ли он в наличии.

ВАЖНО

Интернет-магазины порой предлагают сумасшедшие скидки на все и вся. При этом выбор заказа, бывает, идет на одном сайте, но для ввода реквизитов нужно перейти по ссылке уже на другой, а для оплаты — на третий. В этом случае продавец явно заметает следы, чтобы в случае претензий со стороны покупателя его не нашли и не засудили. Так что лучше остерегайтесь таких сайтов.

Никита Миронов

Источник: kp.ru

 

× Чат