Власти города усиливают борьбу с незаконными ларьками – лишь на этой неделе демонтируют девять подобных павильонов. Демонтаж самовольно возведенных объектов проводится в рамках рейда по борьбе с самозахватом городской земли, на которой незаконные арендаторы размещают свои продуктовые и алкогольно-табачные павильоны.

На сегодняшний день в рамках рейда демонтировано четыре подобных объекта в Приморском районе – первым под снос пошел ларек на пр. Королева, 19. На этой неделе будет ликвидировано еще девять в Калининском, Московском и Василеостровском районах.


Печальные цифры статистики показывают, что количество незаконных торговых точек растет – коммерсантов, желающих сэкономить на аренде и обойти букву закона, немало. Так, если в 2011 г. в Петербурге было выявлено более 70 нелегальных торговых точек, то в 2012-м – уже более 100. И это касается только самовольно возведенных павильонов и ларьков, торгующих продуктами, алкоголем и табаком. Как пояснили в городском Центре повышения эффективности использования государственного имущества, помимо таких «продовольственных» объектов существуют сотни других – жилые здания, незаконно используемые под офисы, палатки с одеждой, нелегальные бистро и автостоянки и т.д. Все это заставляет власти усилить мероприятия по выявлению и предотвращению незаконной торговли. В основном незаконные палатки появляются в спальных районах, вблизи станций метро, на обочинах дорог – в шаговой доступности для населения.

Стандартная линейка товаров включает в себя табачную продукцию, алкоголь, сезонные продукты (фрукты, овощи и ягоды), молочную продукцию, хлебобулочные изделия и съедобную мелочь – чипсы, шоколадки и т.д. Такие ларьки и палатки, как правило, незаконно захватывают от 30 до 100 м² городской земли и, несмотря на то что находятся в шаговой доступности, пользуются плохой репутацией. Особенно это касается круглосуточных киосков с табаком и алкоголем. По вечерам возле них часто собираются желающие «приятно провести вечер» – алкоголь употребляется, что называется, не отходя от кассы. К тому же, так как такие точки организованы самовольно, они не проверяются Роспотребнадзором и в большинстве случаев содержатся в антисанитарных условиях.

Борьба с незаконными ларьками облагородит мелкую розницу. Магазины в шаге от дома должны конкурировать с сетевиками. О необходимости убрать незаконные торговые объекты напомнил губернатор Петербурга Георгий Полтавченко во время рабочего объезда Невского района. Тогда глава города, обходя ларьки возле метро, выяснил, что у некоторых из них нет разрешений на работу. Тогда же он отметил, что о необходимости съехать владельцев торговых точек нужно предупреждать заранее, чтобы у них была возможность позаботиться о перевозке оборудования, вещей и предметов торговли. Сегодня схема устранения незаконной точки такова: сначала нерадивые коммерсанты получают уведомление о необходимости в установленные сроки самостоятельно освободить территорию (чаще всего таких уведомлений приходит несколько), и уже в случае, если арендаторы отказываются съезжать «по-хорошему», применяются силовые методы. В последнем случае город самостоятельно высвобождает и демонтирует незаконный ларек, а понесенные убытки взимаются с горепредпринимателей через суд. Как рассказали «ПД» в Центре повышения эффективности использования государственного имущества, вторично на этом же месте самовольные палатки появляются редко. Обнаружить такой незаконный объект – в первую очередь задача участковых. Тем не менее для города сегодня важно развивать цивилизованную мелкорозничную торговлю.

По данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), сегодня в городе насчитывается более 6,5 тыс. магазинов у дома, в которых продаются продовольственные товары повседневного спроса.

В это число входят и такие сетевые магазины, как «Пятерочка», «Дикси», «Полушка», «Семья», «Морковь», «Технолог» и другие. Большая часть продовольственных магазинов все-таки сетевые, и ларьки и магазины у дома могли бы составить им здоровую конкуренцию. «Ларьки и палатки появились в 1990-х гг. Тогда был дефицит товаров, и они, можно сказать, спасли ситуацию, – комментирует Евгений Садовский, глава Союза потребителей Петербурга. – Во-первых, вместо того чтобы пить водку, люди стали заниматься предпринимательством, а во-вторых, появилась хоть какая-то альтернатива тому, что было на прилавках магазинов. Поэтому я только за здоровое регулирование этой отрасли». По оценкам экспертов, сетевые магазины сегодня занимают до 80% рынка Петербурга.
Цены в маленьких магазинчиках у дома и ларьках от цен крупных продавцов в большинстве случаев практически не отличаются. Но на прилавках сетевых магазинов оказывается много импортной продукции. Владельцы ларьков и палаток, по словам Евгения Садовского, как правило, везут продукцию с баз. Помогут развитию мелкорозничной торговли и планы городских властей – реорганизовать КЭРППиТ и выделить из него самостоятельное ведомство по потребительскому рынку и малому бизнесу. Впрочем, планы – планами, а подвижки есть уже и сейчас.

Так, например, в сентябре в Петербурге были упрощены правила предоставления предпринимателям земельного участка под торговый объект. Время согласования всех документов теперь должно сократиться со 145 до 57 дней.

Источник: Олеся Гончарова Петербургский дневник
× Чат