Владельцы пластиковых карт, похоже, могут так и не дождаться от банков возмещений по несанкционированному списанию денег со счета. Эта норма закона о Национальной платежной системе должна вступить в силу с 31 декабря этого года. Банкиры просят ее отсрочить.
Ассоциация российских банков обратилась с просьбой отложить введение норм закона на два года. Письма по этому поводу за подписью президента этой организации Гарегина Тосуняна отправлены в правительство, Госдуму, Центробанк и в минфин. Сегодня это обращение было опубликовано на сайте ассоциации.
Проект закона по этому поводу уже внесен в Госдуму, рассказал «РГ» президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Правда, по его словам, речь идет о переносе срока вступления в силу норм на один год.

Сейчас, напомним, в случае, если с вашей карточки «увели» деньги мошенники, следует обратиться в банк с заявлением. Но вот вопрос о возврате денег отдан на усмотрение кредитной организации. Она может вернуть средства по доброй воле сразу, может затеять внутреннее расследование. Или, наконец, просто отправить вас с заявлением в правоохранительные органы. И тогда шансов вернуть утраченные деньги, прямо скажем, немного.
Закон о Национальной платежной системе должен эту ситуацию радикально изменить. С 31 декабря этого года у банков появляются новые обязанности. Во-первых, они должны информировать клиентов обо всех операциях по счетам. Во-вторых, если клиент сообщил в течение суток о том, что деньги сняты или переведены со счета без его ведома, вернуть человеку всю сумму. И лишь потом проводить расследование, а в случае, если будет установлена вина клиента — потребовать от него возврата незаконно выплаченных средств. Таким образом, все бремя доказательств переносится с клиента на банк.
Но теперь есть все шансы, что долгожданные нормы не заработают. Банки оказались не готовы к их вступлению, их сложно реализовать технически, объясняет Аксаков. Базы данных кредитных организаций требуют серьезного обновления, чтобы было понятно, на какой номер, например, слать смс-сообщение об операции по счету. Многие кредитные организации, правда, рассылают смс и сейчас, признает Аксаков. Но они делают это по договору с клиентом, такая услуга платная, хотя ее стоимость невысока — 100-200 рублей в год. Теперь рассылка должна проводиться по всем клиентам и за счет банка, напоминает Аксаков. Еженедельно должны рассылаться миллионы сообщений, говорит он. На такие сложности, напомним, банкиры ссылались и раньше. Кроме того, они опасались, что безусловное возмещение несанкционированных списаний со счета приведет к риску мошеннических операций, когда деньги на самом деле снимаются по договоренности с клиентом. Сейчас, говорит Аксаков, вопрос возмещений решается в пользу клиента примерно в половине случаев.
Но у банков было больше года, чтобы подготовиться к вступлению в силу этих норм, возмущается председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Они могли закупить программное обеспечение, которое позволяет отслеживать типичность операций — и если, например, оказывается, что деньги снимаются на непонятную покупку где-нибудь в Зимбабве, то заблокировать операцию. Это помогло бы в борьбе с мошенниками. Надо было заранее продумывать механизм смс-оповещений, продолжает Янин. Схожие нормы в интересах прав потребителей действуют во всех цивилизованных странах, и предлагаемые поправки отбросят нас назад, люди будут по-прежнему бояться пользоваться картами, продолжает он. «Откладывать на год вступление в силу норм закона нельзя. Нет никаких гарантий, что потом их не сдвинут еще раз», — категоричен Янин.
В Госдуме, где поправки уже обсуждались вместе с представителями Центробанка, разговор по этому поводу был жесткий, говорит Аксаков. Позиция о том, что больше переноса сроков быть не должно, будет отражена в итоговых документах, обещает он.

Источник: Елена Кукол Российская газета

× Чат