«50 — летие Всемирного дня потребителей. Особенности защиты прав потребителей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на современном этапе »

           В торговле и в сфере услуг (в том числе государственных) есть вопиющие нарушения наших прав, вызывающие у нас как потребителей, бурю негодований, потому что они носят вызывающе систематический характер.

Если эти нарушения постоянны и если от них есть экономическая выгода у нарушителя, значит выгодно это не только ему одному, но и тому, кто не пресекает эти нарушения, а обязан по закону.
ПРИМЕР: Одно из самых распространенных нарушений прав потребителей на возврат товаров ненадлежащего качества, рекордно часто встречающееся в аптеках Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Суть его в том, что администрации аптек намеренно вводят в заблуждение своих покупателей о том, что купленные у них товары медицинского назначения возврату и обмену не подлежат. Информация подается на самом видном для покупателей месте (как правило, у касс). В действительности же у покупателя, согласно действующим нормам законодательства, нет права на обмен и возврат товаров медицинского назначения, если они надлежащего качества и у потребителя нет к ним претензий по качеству и потребительским свойствам (характеристикам). В противном же случае такие товары подлежат обмену или возврату. Согласно ст.2.9. Приказа Минздрава РФ от 04.03.2003 N80 (в ред. От 18.04.2007) «Об утверждении отраслевого стандарта« Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения »: В аптечной организации в удобных для ознакомления местах торгового зала должна быть размещена копия или выписка из« Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации «, утвержденных в установленном порядке [Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55 (в ред. от 27.01.2009)].
ПРИМЕР. Нарушение прав потребителей на приобретение безопасных и качественных продуктов питания в магазинах сети ПОЛУШКА.
Пояснение: п. 34 Правил торговли: «Не подлежат продажи не расфасованные и не упакованные продовольственные товары, за исключением определенных видов товаров, перечень которых утверждается в установленном Федеральным законом порядке». Однако до настоящего времени данный перечень не установлен. Санитарные Правила 2.3.6.1066-01, п. 8.5. «При отпуске покупателям не фасованных пищевых продуктов продавец использует инвентарь (щипцы, лопатки, совки, ложки др.)», Т.е. продукция должна отпускаться только продавцом (из письма № 78-00-08/45-729-09 от 28.01.08г.Управления РОСПОТРЕБНАДЗОРА по Санкт-Петербургу).
 
Благодатной почвой для систематических нарушений являются излишне демократичные наказания за нарушения прав потребителей и правил торговли. Уголовная ответственность — отменена, а административная несопоставима с выгодой от нарушений. Если бы штрафы выросли в разы, то нарушений было гораздо меньше.
Статья 14.15. КоАП РФ. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров
Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Статья 14.7. КоАП РФ. Обман потребителей.
Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14,33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению , а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 14.8. КоАП РФ. Нарушение иных прав потребителей
1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. 2. Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. 3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
    
        Для того чтобы бороться с нарушениями эффективно, нужно делать это не в одиночку. Сегодня самыми эффективными методами противодействия нарушениям являются подача исков в суды и информирование потребителей. Знать свои права, обязанности продавцов, способы фальсификации и обмана — важная составляющая самозащиты для каждого. Все чаще нарушителю не уйти от наказания, сопряженного с серьезными финансовыми потерями. Поэтому ставка в борьбе с нарушениями и нарушителями Санкт-Петербургской общественной организацией потребителей «Диалог» в 2012 году будет делаться на инициацию большого количества судебных исков, выявление активных граждан и привлечение к совместной работе независимых юристов-профессионалов, поддерживающих активную гражданскую позицию. На наш взгляд, сегодня Общество взбудоражено несправедливостью и готово к действиям. Одновременно мы призываем продавцом и производителей к социальной ответственности.
Защищая права граждан, защитник должен зависеть только от граждан — это нужно всем четко знать и понимать. Посредством интернет-портала Жалоба.RU мы призываем потребителей вместе активно включаться в процесс противодействия нарушением на потребительском рынке и самостоятельно определить свой вариант этого участия. В 2011 году мы запустили свою новую Программу по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке «Только вместе». «Настоящее гражданское общество не может существовать без стремления самих людей сделать жизнь вокруг себя лучше, внести личный вклад в улучшение окружающей социальной обстановки», — сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (01.03.2011 г Москва.). Через сайт Жалоба.RU можно стать участником программы и «записаться» в ряды групп Пассивного или Активного потребительского реагирования. Пассивный участник может осуществить пожертвование на хорошие дела через мультисистему оплат, а активный, что больше нами приветствуется — должен быть юристом, которому мы ставим задачи по участию в качестве защитника в судебных процессах в защиту потребителя или неопределенного круга потребителей.
Юридическая защита прав потребителей нами ведется в целом успешно и с хорошей динамикой, что придает уверенности в завтрашнем дне.
Общая сумма исковых требований Диалога на сегодняшний день составляет более 180 000 000 рублей. Подано более 150 исков в защиту потребителей в том числе по ЖКХ (протечки с крыш) — 47, которые ведутся полностью безвозмездно для потребителей за счет получаемых от Жилкосервисов штрафов. В штате организации трудятся 4 юриста, за штатом — 7 юристов. Подписаны декларации о сотрудничестве с 4 юридическими организациями-партнерами.
       Именно сегодня крайне актуально уже со школьной скамьи обучать подрастающее поколение основам потребительского законодательства, широко распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав. Люди боятся быть «конфликтными», стесняются лишний раз возразить продавцу, не могут самостоятельно написать претензию, не верят в скорые суды. Сегодня только по жалобе потребителя Роспотребнадзор может выйти на проверку без предупреждения и неоднократно вплоть до ликвидации нарушителя в судебном порядке. Но если потребитель не подозревает, что его обманывают ввиду своей правовой безграмотности, боится что-то возразить, то сказать «старт» проверяющим просто некому!
Для максимального охвата аудитории и распространении нужной и полезной информации для граждан — их информирования сотрудники Диалога часто являются гостями или экспертами таких телеканалов и программ как:
Телекомпания «Первый канал». Программа СРЕДА ОБИТАНИЯ.
Телекомпания «НТВ». Программа СЕГОДНЯ-САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
ТРК «Пятый канал». Программа УТРО НА ПЯТЬ.
ТРК «Пятый канал». Программа ОТКРЫТАЯ СТУДИЯ
ТРК «Пятый канал». Программа ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЧАС.
ТРК «Пятый канал». НОВОСТИ.
Телеканал «100 ТВ». Программа ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ.
Телеканал «100 ТВ». Телепрограмма КИПЯТОК.
Телеканал «100 ТВ». Телепрограмма ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР.
Телеканал «100 ТВ». Программа ОТРАЖЕНИЕ.
Телеканал «100 ТВ». Последние ИЗВЕСТИЯ.
Телеканал «100 ТВ». Программа ХРОНИКА ПРОИСШЕСТВИЙ.
Телеканал «100 ТВ». Программа ОДНАЖДЫ УТРОМ.
Телеканал «Твой ТВ Санкт-Петербург». Программа НА РАВНЫХ ПРАВАХ.
Телекомпания «Россия». ВЕСТИ.
Увидеть все программы в записи можно на интернет-портале Жалоба.RU в разделе «Репортажи с нами»

Пресс-служба СПбООП «Диалог», тел. 600-79-78

× Чат