Пресс-релиз
06.02.2012 г.   


           07.02.1992 г. был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», в который  неоднократно были внесены существенные изменения. В настоящее время Закон действует в редакции Федеральных законов от 09.01.1996 г. № 2-ФЗ, от 17.12.1999 г. № 212-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 196 -ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 02.11.2004 г. № 127-ФЗ, от 21.12.2004 г. № 171-ФЗ, от 25.11.2006 г. № 193-ФЗ, и в последующие годы. Положения Закона полностью приведены в соответствие с нормами Гражданского Кодекса РФ и позволяют любому гражданину самому или через представителя отстаивать свои права и решать проблемы как в досудебном, так и в судебном порядке. Закон о ЗПП сегодня является самым  востребованным обществом законом, юридическая практика по которому постоянно нарабатывается и совершенствуется. Но и сегодня еще есть достаточное количество разных толкований его норм. Пока еще остается под вопросом правовая подсудность: в законе о ЗПП ее определяет сам потребитель, а в Гражданском кодексе — договор между  покупателем и продавцом.
    С принятием Федерального закона от 25  октября 2007 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» многие, ранее неурегулированные и не до конца отрегулированные отношения между участниками рынка, приобрели цивилизованные и выгодные для потребителей формы. Одни из основных:
•    Появился срок предъявления требований при обнаружении недостатков в отношении технически сложного товара – в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
— обнаружение существенного недостатка товара;
— нарушение сроков устранения недостатков товара;
— невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков;
•    Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы;
•    Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, который  не может превышать сорок пять дней;
•    Неустойка за нарушение установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара. Продавец уплачивает за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы.
•    При предоставлении кредита гражданам  банки должны  обязательно своевременно предоставить сведения о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы и т.д.
Но все мы знаем, что строгий закон в России всегда компенсировался его не выполнением. Так оно и есть. Нет смысла ужесточать нормы закона дальше, если его положения тотально не выполняются. Где вы видели договор от продавца предложенный покупателю, чтобы в нем была прописана его ответственность правильно, так как есть по закону. Она, как правило, занижается в десятки раз.  Только не знающий своих прав и обязанностей продавца потребитель может не замечать того, что творится кругом: нарушения прав потребителей не становится меньше. Наоборот они укореняются и вживаются в нашу реальность, становясь «законными».   Применяемых превентивных мер недостаточно, также как и правового просвещения потребителей, особенно в сфере предоставления финансовых услуг.
        Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Диалог» активно ведет свою юридическую практику, связанную с защитой прав потребителей в Санкт-Петербурге и в соответствии с действующим законодательством. Решение проблем и споров потребителей с предпринимателями всех мастей гораздо чаще решается уже в судах, нежели до них. Продавцы все также надеются, что обиженные ими потребители ни в какие суды не пойдут, так как при действующей судебной системе и порядках добиваться справедливости можно в среднем два года и стоит это не дешево. После принятия ФЗ  «О защите юридических лиц и индивидуальный предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» решение потребительских споров в судебном порядке на настоящем этапе общественного развития страны является единственным эффективным механизмом в отстаивании прав.       Количество дел, которые ведет Диалог в судах в защиту потребителей, неуклонно растет из-за того, что процент ведения дел в судах для потребителей перераспределяется между  бесплатными и на платной основе  в пользу первых. О чем свидетельствует представленная статистика за период 2011 года.
   
Статистика по делам на бесплатной основе   
Общее кол-во дел                          110
Закрытые дела     20
Дела с решением (в т.ч. закрытые)    26
Кол-во дел в производстве    84
   
   
Общая сумма исковых требований (руб.)    152 873 623,02
Сумма,  присужденная потребителям (руб.)    13 410 151,45
   
По категориям дел
ЖКХ    Автомобили    Недвижимость    Другое
  40           54                        13                   3
           

           Увеличивать долю бесплатных для потребителей дел нам удается за счет роста дохода от накладываемых в судебном порядке штрафов. Пункт 6 закона «О защите прав потребителей»  гласит, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам. Сумма штрафов, присужденных нашему обществу в 2011 году составляет 3 454 265 рублей. В 2012 году мы собираемся удесятерить эту сумму, а значит значительно увеличить количество исков в защиту малоимущих граждан и неопределенного круга потребителей.
Довольно часто в судебных разбирательствах выявляются  тонкости и нюансы потребительского законодательства, о которых не знают не только юристы, но и сами судьи, что зачастую приводит к значительному затягиванию самих процессов и отрицательным результатам для граждан-потребителей. Благодаря действующему лояльному к потребителям законодательству сам судебный процесс, с участием любой  общественной организации по заявлению гражданина-потребителя, имеет ряд значительных преимуществ, а именно:
•    Освобождение от госпошлины, независимо от цены иска;
•    при назначении по делу экспертизы или вызова в суд экспертов, свидетелей — суд не вправе возложить оплату этих действий на потребителя;
•    при отказе в удовлетворении исковых требований потребителя судебные расходы ответчика возмещаются не истцом (потребителем), а за счет средств государственного бюджета;
•    взыскиванию штрафа в размере 50% от суммы, присужденной потребителю.

           Мы призываем юристов, юридические фирмы, студенческие юридические клиники к совместному участию в судебных процессах, если к ним обращаются за защитой потребители,  так как стремимся к постоянному обмену опытом, верному пониманию и применению законодательства о защите прав потребителей всеми субъектами правоотношений: потребителями, продавцами, исполнителями, а также судами и иными государственными органами, что всегда является нашей главной  задачей.
          Чем больше активных граждан, желающих отстоять свои права, тем меньше будет желание у предпринимателей их нарушать. Сегодня  мы делаем ставку на молодых активных россиян и с нашего интернет-портала Жалоба.RU призываем неравнодушных граждан к совместной борьбе с правонарушениями на потребительском рынке Санкт-Петербурга. Прямо на сайте можно записаться в наши ряды. Сегодня  нам нужна целая армия таких контролеров, чтобы зафиксировать все нарушения и передать эту информацию другой команде – юристам, которые завалят суды исками в защиту неопределенного круга потребителей. Правовую основу соответствующей деятельности общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определяет статья 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» и дает право общественным объединениям осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей. Если мы парализуем судебную систему, значит ее пора менять!
   Не менее важным в деле защиты прав потребителей, чем судебная защита, является применение мер, направленных в первую очередь на повышение правовой грамотности и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.  Законодательно это закреплено в статье 3 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которой  право потребителей на просвещение должно обеспечиваться посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. В этой связи мы активно принимаем участие во всех телепрограммах и передачах, призванных способствовать повышению уровня потребительской грамотности, формированию у населения устойчивых навыков разумного поведения на потребительском рынке, привитию потребительской культуры, в том числе в части реализации возможностей самозащиты. За 2011 год таких участий  у нас было минимум 26 на телеканалах ОРТ, РОССИЯ, Пятый канал, 100ТВ и  уже в этом году на постоянной основе в программе телеканала ТВОЕ ТВ Санкт-Петербург «На равных правах».
    К сожалению, последние три года нам не удается получить целевое государственное финансирование посредством участия в гарндах или конкурсах,  что мы связываем со своей политически нейтральной общественной позицией. Деньги сегодня получают другие общества потребителей – более приближенные к правящей партии. Однако менять своих убеждений мы не планируем и видим в этом только положительные моменты, потому что честно защищать права потребителей может только независимая организация как политически, так и финансово.

× Чат