23.06.2015 года с участием представителя общества потребителей «Диалог» состоялось очередное заседание Общественно-консультативного Совета при Санкт-Петербургском УФАС России.

Темой заседания было: «Состояние конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными товарами в Санкт-Петербурге в 2011-2014 гг.» Речь шла диктате сетевых розничных магазинов, вызванном их доминирующим положением на потребительском рынке города.

На сегодня, по стране, лидерами по количеству сетевых магазинов являются X5 Retail Group и Магнит. Каждую неделю в стране открывается один магазин Магнит. В Санкт-Петербурге крупные торговые сети, занимающие почти половину рынка – это Окей, Пятерочка, Лента и Магнит. Оставшуюся почти половину – средние и мелкие сети.

Начиная с 2010 по 2014 г.г., доля сетевых магазинов на рынке продовольственных товаров Санкт-Петербурга увеличилась с 82% до 91,4% (по данным Петростата, которым пользуется в своей работе УФАС). Такое доминирование сетевых магазинов на розничном рынке нашего города над другими является негативным явлением в первую очередь для поставщиков продовольственных товаров, и как следствие – для потребителей. Самыми серьезными проблемами для жителей в настоящий период являются: низкий ассортимент, соотношение цена/качества, высокие цены, вызванные «исскуственными» накрутками к покупной цене товара. Самая распространенная уловка сетевых магазинов – это маркетинговый сбор, который «зашкаливает» и доходит до 20% от закупочной цены. Это помимо их торговой наценки и наценки поставщика.

Со слов сотрудников регионального УФАС ( мониторинга розничных цен) с начала 2015 года и по настоящее время на рынке произошло подорожание продуктов: свинина, кура, говядина, сахар-песок, гречя в среднем на 10-17%. Сезонное снижение цен на фрукты и овощи составило приблизительно 4%.

Санкт-Петербургским УФАСом не так давно было возбуждено судебное дело против ООО «Лента» за дискриминацию поставщика – необоснованный отказ в поставке гречневой крупы в «горячий» период роста цен на эту продукцию. Дискриминация поставщиков является распространенным явлением при таком доминирующем положении торговых сетей на потребительском рынке Санкт-Петербурга, которого нет ни в одном крупном городе страны, да и, возможно, всего мира. И вышло это не случайно, а, со слов руководителя службы Владимирова В.В., было «рукотворным» действом правительства города при губернаторстве Матвиенко В.И. Губернатор смогла окружить себя в своем правительстве эффективными менеджерами, в прошлом предпринимателями, которые заработали деньги себе и, по мнению Матвиенко, должны были заработать для города (автор).

Что теперь делать с проблемами доминирования на рынке сетевых продовольственных магазинов — так же было предложено членам Совета обсудить на прошедшем заседании, по итогам которого была выработана рекомендация для Федеральной антимонопольной службы России: по опыту зарубежных стран ограничить время работы сетевых магазинов и предложить властям регионов выкупать для местных предпринимателей целиком полки под товары (брать в аренду).

× Чат