Нововведения в законодательстве против потребителей.
В связи с действием закона "О защите прав юридических лиц и предпринимателей" от 26.12.2008 года государственные надзорные органы могут выйти на проверку по жалобе потребителя в случае, если нарушены его права. Но с 01.01.2017 года обратиться сразу с жалобой на недобропорядочного продавца в государственный надзорный орган будет нельзя. Если до этого не было к нему письменного обращения с соответствующим требованием или жалобой, то вам на законных (теперь) основаниях откажут в приеме. А за ложную жалобу потребителю придется оплатить расходы проверяющих.
Порядок обращения граждан в надзорные органы регламентирован: обращаться с жалобами на нарушение своих прав можно как письменно, так и через электронную приемную на сайте ведомства.Однако, многие покупатели плохо разбираются в законах и жалуются в надзорные органы по любому поводу и без. А это неправильно, так как полномочиях госорганов очень ограничены. В ответ на свои обращения граждане часто получают отказ с формулировкой, что они могут обратиться за нарушением своих прав в суд. А силы уже потрачены. Например, если у вас сломался телефон и продавец не хочет его менять, выяснять кто прав, а кто виноват в таком спорном вопросе Роспотребнадзор не будет. Он и не уполномочен. Для этого есть суд. А вот если по вашей просьбе вам не дали жалобную книгу, или продавец не сообщил свой ИНН, то в этом случае есть основания для выездной проверки.
Права потребителя:
на достоверную информацию о товарах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, продавце)
на безопасность товара (работы, услуги)
на государственную и общественную защиту
на просвещение в области защиты прав потребителей
Порядок подачи жалоб по-новому.
Теперь, чтобы обратиться с жалобой, например, в Роспотребнадзор, покупателю сначала необходимо прийти к юристу. Грамотный специалист по зпп сможет правильно проконсультировать покупателя о его правах и поможет, если все-таки потребуется, правильно составить претензию. К претензии необходимо приложить доказательные документы, затем правильно вручить продавцу. И только после получения ответа можно будет обращаться в государственный надзорный орган, а если понадобиться - в суд.
Объявление с сайта Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу:
В соответствии со ст.10 «Организация и проведение внеплановой проверки», пунктом 2 «Основанием для проведения внеплановой проверки является»:
подпункт «в»:
- нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).При обращении в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу заявитель предъявляет документы, подтверждающие его обращения к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или результат рассмотрения претензии.
Будешь платить, если не прав.
Но если жалоба потребителя все-таки не подтвердится и нарушения не будут установлены, то потребитель по требованию проверяющего органа может оплатить все расходы, связанные с инициированной им проверкой.
часть 3.5. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.
(часть 3.5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ)
Государство планомерно продолжает "оптимизировать" помощь населению.