Санкт-Петербургская общественная организация потребителей "Диалог"
Санкт-Петербург, Университетская наб. д.25, оф.38
Защита прав потребителей с 2004 года
Общество защиты прав потребителей Диалог
Бесплатная консультация 8 (812) 600-79-78    info@galoba.ru    
Горячая линия по защите прав потребителей 8 (812) 418-27-08
Консультация 8 (812) 600-79-78
 

Особенности предоставления некачественных юридических услуг.

Последние несколько лет ознаменовались постоянно растущим рынком некачественных юридических услуг.

Апофеозом этого времени стали революционные поправки в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ. Количество частнопрактикующих юристов разных направлений практик и квалификаций на фоне этих изменений будет только расти, так как востребованность в юридической помощи среди корпоративных клиентов и просто граждан остается на довольно высоком уровне — спрос на представительские услуги в судах будет только расти.

По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ количество исков по всем направлениям судопроизводства растет в среднем на 10-15% в год. Две третьи судей работают больше положенного времени. Растет и порядок самих исковых сумм. Сложная экономическая ситуация в стране привела к тому, что резко выросло количество исков в Арбитражных судах по разрешению финансовых споров между юридическими лицами и предпринимателями. Не меньшее количество исков подается и обычными гражданами в суды общей юрисдикции по так называемым потребительским спорам. И здесь имеет место своя специфика работы у юристов, ведения судебных процессов, а также методов ведения конкурентной борьбы. Уходящий год запомнится всем, в том числе потребителям как год некачественных юридических услуг в потребительской сфере.

Для мошенника главное удивить свою жертву.

По роду своей деятельности в качестве председателя Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Диалог» мне приходится частенько общаться с обычными гражданами, недовольными тем, как им оказали услуги или качеством купленных товаров. Среди них встречаются разные по достатку и образованию люди. Тем не менее, перед профессиональными мошенниками устоять , как правило, не может никто. И тут дело не в образовании жертвы, а в том, как хорошо подготовлен мошенник, насколько хитроумно выстроена им схема обмана и в том числе ее новизна.

Суровость законов компенсируется их неисполнением.

Речь дальше пойдет не об уголовниках , работающих сугубо в рамках ст. 159 УК РФ, а о пвсевдо юристах и их услугах гражданам, попавшим неприятные взаимоотношения с продавцами товаров или услуг. Понятно, что в настоящий момент потребительский рынок наводнили некачественные товары, как российского производства, так и импортного, в основном — китайского ширпотреба. Поэтому и количество недовольных такими товарами граждан стало значительно больше. И как следствие — их желание написать на обидчика жалобу в Роспотребнадзор. Потребительское законодательство не ранжирует товары по их стоимости, закон одинаково суров как для дорогих товаров, так и для недорогих.

Роспотребнадзор не готов отрабатывать постоянно увеличивающиеся из года в год обращения граждан и поэтому активно пользуется Федеральным законом  N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г.  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Жалоба, поданная не в соответствии с этим законом довольно легко ложиться под сукно, а остывший от обид потребитель уже через месяц забывает про все на свете. Однако, этим обстоятельством не побрезговали воспользоваться недобросовестные предприниматели, оказывающие юридические услуги.

Роспотребнадзор да не тот.

Как грибы после дождя стали расти в интернете одноразовые сайты лединги, вводящие в заблуждение разгоряченных от обид граждан своим официальным государственным видом (триколоры, трехглавые орлы и другая государственная символика). Через такие фальшивки аферисты очень активно и в масштабах страны стали принимать жалобы от граждан, искустно маскируясь под Роспотребнадзор. Конкурируя уже между собой, они стали тратить значительные суммы для продвижения своих сайтов-фальшивок в Яндексе, на радость последнему, да и самому Роспотребнадзору. Как только невнимательный потребитель, попадая на такой сайт, клевал на наживку и начинал туда звонить, его сразу брали в оборот умелые продавцы некачественных юридических услуг. Основной их задачей является — под любым предлогом затащить потребителя к себе в офис.

И граждане охотно идут туда за предложенной бесплатной юридической помощью. Но а уже на месте большинство из них лишалось значительных денег, сугубо в зависимости от своей платежеспособности, за кипу макулатуры в виде письменных жалоб во все государственные инстанции, а за одно  и претензии с иском на обидчика. Зачастую такие документы скачивались тут же из интернета и наспех подгонялись под обстоятельства потребителя. Естественно такие жалобы в дальнейшем никем не отрабатывались ввиду их несостоятельности и удрученный безысходностью гражданин подавал иск в суд.  Там история повторялась и в итоге незадачливый потребитель становился обманутым дважды: сначала продавцом, а затем юридической компанией.

Не каждый решится повторить.

Такой расклад не всех облапошенных устраивал, но лишь 5% решалось добиваться правды дальше. И вот уже такие «опытные » потребители попадали к нам в наше общество потребителей «Диалог». Правда, им стоило больших усилий, чтобы обойти сети других мошенников, выдающих себя за общества потребителей. А зачастую попадая на тех же лжеюристов, так как у тех в арсенале далеко не один сайт-лединг и они маскируются также еще и под общественные объединения потребителей. Чтобы поймать побольше рыбы в мутной воде, достаточно расставить лишь нужное количество сетей и кинуть хорошую приманку.

Можно представить состояние граждан в такой ситуации. Пройдя такое, они уже не верят никому. Поэтому очень сложно объяснить таким гражданам по телефону, что сейчас они попали именно в общество потребителей. Очень сложно убедить их раздраженные голоса, что вот теперь их похождения за правдой еще не пришли к финишной стадии, но вышли на такую прямую.

Как отличить «настоящее» общество потребителей в СПб от «поддельного»?

Сегодня настали такие времена, когда потребителю необходимо научиться  отличать не только настоящую докторскую колбасу от поддельной, но и настоящее общество потребителей от фейковых. Компании обычных студентов-практикантов и одиночных иногородних завоевателей юридического пространства часто маскируются именно под общества потребителей, но таковыми не являются и опыта вообще не имеют.

Наш совет очень простой: прежде чем идти куда-то за услугами и расставаться с деньгами, всегда изучите все отзывы об организации в интернете. Позвоните туда, спросите полное название и ИНН. Затем зайдите на сайт Федеральной налоговой службы nalog.ru и проверьте легальность общества прав потребителей в СПб. Будьте всегда  бдительны при выборе своего защитника! Другая статья на похожую тему.

Самые настойчивые потребители добиваются результата почти всегда.

Изучив все имеющиеся на руках у потребителя документы на момент обращения к нам, можно сразу определить, что можно из оплаченного им вернуть, а что не получится с большой долей вероятности. По первичной его проблеме с некачественным товаром или услугой все будет зависеть от обстоятельств дела и имеющихся у него доказательств наличия недостатков. По второму делу (оказание некачественных юридических услуг) все сложнее, так как лжеюристы всегда подсовывают еще доверчивому гражданину вместе с кипой ненужных ему бумаг (о чем он еще не подозревает  на то момент) и акты о выполненных работах на всю оплаченную им сумму. Доказать в такой ситуации, что услуги оказаны некачественно – сложно. А по другим основаниям – тем более.

Если только у потребителя нет уже на руках возвращенного из суда иска, с Определением, в котором есть обоснование отказа в приеме иска. Как правило, составленный иск лжеюристами имеет множественные нарушения ГПК РФ. И если судья не поленилась и подробно описала в своем отказном Определении их подробно, то это является надлежащим доказательством того, что юридические  услуги Потребителю были оказаны некачественно. И деньги можно отсудить, но вот взыскать их с мошенников также бывает крайне сложно. Но это уже другая история.

Не рискуйте своей репутацией и деньгами своих клиентов.

Если у вашего клиента возник потребительский спор, то в процессе его рассмотрения судом может быть назначена судебная экспертиза. Что делать, чтобы избежать ее оплаты, а также оплаты расходов на представителя противной стороны в случае проигрыша?

Лучше и правильнее всего будет подать иск от общественного объединения потребителей. И тогда, в случае проигрыша судебного дела, все судебные расходы лягут на гос.бюджет, а не на вашего доверителя!

Согласно пункту 2 статьи 45 Закона «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе в том числе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Частью 2 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, подавшие заявления в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Общество потребителей может ограничиться только подачей иска от своего имения через интернет-приемную суда. А весь судебный процесс юрист-представитель будет вести самостоятельно, как представитель по доверенности от потребителя.
При таком способе подачи иска и взаимоотношений общество потребителей будет выступать только процессуальным истцом, а материальным истцом — ваш клиент-потребитель. 

Суд при разрешении вопроса о возмещении судебных издержек, берет во внимание положения части 1 статьи 102 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые прямо предусматривают, что при отказе в иске лицу, обратившемуся в суд в предусмотренных законом случаях с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов истца, ответчику возмещаются понесенные им издержки, связанные с рассмотрением дела, за счет средств соответствующего бюджета.

× Чат