Не замалчивать свои проблемы, не соглашаться с нарушением законных прав потребителей поставщиками товаров и услуг призывают представители общественных организаций

На встрече в «Росбалте» председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Диалог» Вадим Рыжков ответил журналистам на тезис, что в суд обращаться «себе дороже». «Сегодня пресловутое “себе дороже” превращается в “себе выгоднее”», — парировал эксперт.

Он пояснил, что благодаря изменениям, произошедшим в сфере защиты прав потребителей в последние годы, поставщики товаров и услуг за нарушение этих прав должны выплачивать солидные неустойки: «Финансовый выход в результате судебного разбирательства может достигать 200 — 300 процентов. Скажем, вам должны вернуть деньги за авиабилеты. Но не хотят. Идете в суд. И в результате вместо 40 тысяч рублей получаете от авиакомпании 100 тысяч. Плюс штраф, плюс неустойка за просрочку, плюс моральный вред».

РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Вадим Рыжков напомнил, что надеяться на надзорные органы сегодня не приходится: они ущемлены в своих правах, не имеют возможности выходить на плановые проверки предприятий чаще, чем один раз в три установленных законом года. Нарушения же, выявленные потребителями и описанные в жалобе в адрес надзорного органа, способствуют внеплановым (и неожиданным) проверкам. «Соответственно, чем больше мы жалуемся, а значит, защищаем свои права, тем меньше будет нарушений наших прав», — подчеркнул эксперт.

ПО ДАННЫМ ОБЩЕСТВЕННИКОВ, В СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ ОБРАЩАЮТСЯ ЛИШЬ 2 — 3% ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА ПОСТРАДАВШИХ ГРАЖДАН.

По данным общественников, в судебные органы обращаются лишь 2 — 3% от общего числа пострадавших граждан. Хотя, если бы отстаивать свои права в суде пришли хотя бы 10 — 15%, ситуация на потребительском рынке изменилась бы кардинально.

Эксперты рассказали об основных аспектах судебной защиты прав потребителей за последние 10 лет. В частности, знаковым стал 2007 год. Именно тогда Закон о защите прав потребителей определил взаимоотношения потребителей и продавцов в отношении бракованных товаров (появился льготный период для обмена и возврата, из закона было убрано расплывчатое определение «дорогостоящий товар», установлен срок экспертизы и прочее). Торговля стала цивилизованнее.

Позже, уже в 2012 году, судебная практика сильно изменилась, а в 2013-м произошел резкий скачок присуждаемых потребителю денег. Революционным, по мнению начальника юридического отдела «Диалога» Алексея Койтова, стало постановление пленума Верховного суда «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28 июня 2012 года, в котором разрешены достаточно серьезные противоречия, возникающие в судебной практике. Толчком послужило внимание к проблеме тогдашнего президента Дмитрия Медведева, который в начале того же года поднял проблематику защиты прав потребителей на правительственный уровень.

РОСТ ЧИСЛА СУДЕБНЫХ ТЯЖБ

Революционными разъяснения ВС стали по нескольким причинам. Во-первых, предыдущие разъяснения были приняты аж 18 лет назад. Во-вторых, под действие закона попали страховые компании (с 2008 года они фактически были выведены из-под «потребительского гнета»). В-третьих, штраф в размере 50% от присужденного стал адресоваться самому потребителю (ранее он уходил в бюджет).

БАНКИ ПРИДУМАЛИ НОВЫЕ СПОСОБЫ УВЕЛИЧИВАТЬ СВОЮ ПРИБЫЛЬ — НАПРИМЕР, СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ЛЮБОГО КРЕДИТА.

Также была затронута сфера долевого участия в строительстве жилья. Многие застройщики обходили в то время 214-й закон, придумывая уйму всяких непрозрачных схем.

В те же годы Роспотребнадзором была поднята проблема скрытых банковских комиссий, и их удалось отменить. Это повлекло лавинообразный рост числа судебных тяжб потребителей с банками. Появились новые общественные организации, которые фактически зарабатывают на сумме штрафов, но, тем не менее, они помогли огромному количеству граждан. Правда, отметил Алексей Койтов, банки придумали новые способы увеличивать свою прибыль — например, страхование жизни при получении любого кредита. Иной раз эти взносы достигают половины стоимости кредита, хотя по закону такое страхование вовсе не обязательно.

Статистика судебных разбирательств по искам потребителей хорошая, заключил Алексей Койтов: 85% таких исков удовлетворяется. Иски, которые судами отклоняются, чаще всего неправильно оформляются или сопровождаются самими потребителями. Поэтому эксперты советуют, прежде чем идти в суд, заручиться поддержкой одной из общественных организаций. 



Подробнее на ОК-Информ:: http://ok-inform.ru/finansy/14473-chem-bolshe-zhaluyutsya-tem-menshe-narushenij.html

× Чат