15 марта Международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. В этот день Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Диалог» подводит итоги свой работы и делится планами на будущее.

  В 2013 году Диалог отмечает свое десятилетие. Чем старше мы становимся, тем шире наше влияние на потребительский рынок и тем больше потребителей обращаются к нам за помощью и получают ее.

  На нынешнем этапе своего развития мы самостоятельно, без целевого финансирования со стороны государства, реализуем свои программы по бесплатной правовой помощи жителям Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы и других регионов, чьи потребительские права нарушены. Это касается в первую очередь банковского и страхового сектора, а также сферы товаров и услуг.

Чем 2012 год,  на наш взгляд, был отличным от других?

  Вышло новое, революционное на наш взгляд, Постановление Верховного Суда по потребительским спорам от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

  Предыдущее аналогичное постановление было принято 18 лет назад. Революционными положениями в новом документе стали два – первое: под действие Закона «О защите прав потребителей» вновь попали страховые компании, а значит конец массовым отказам, длительным проволочкам с выплатами и занижениям страховых выплат. Второе – штраф в размере 50% от присужденного потребителю, взыскиваемый по суду с ответчика, теперь присуждается самому потребителю. Ранее он адресовался бюджету.

  Под действие потребительского законодательства четко подведены риэлторские услуги, сфера туризма. Распространенно действие потребительского законодательства даже на те услуги, которые оказывают «граждане-частники», чего не было раньше, поскольку по общим правилам Закон «О защите прав потребителей» действует только тогда, когда с одной стороны гражданин, приобретающий товары, работы и услуги не для коммерческих целей, а с другой – как раз предприниматель в форме организации, учреждения, либо зарегистрированного индивидуального предпринимателя.

  Между тем, услуги адвокатов теперь данным законом не регулируются. Встает резонный вопрос – зачем гражданам обращаться к адвокатам по гражданским, семейным, трудовым спорам, если при том же качестве услуг их отношения с обычными юристами намного более защищены с точки зрения закона?

  В общем и целом новое Постановление по практике рассмотрения потребительских споров очень «жизненно», т.е. решает реальные практические нюансы судебных споров данной категории, реально направленное на «закручивание гаек» для тех нерадивых субъектов предпринимательской деятельности, которые, пользуясь несовершенством российского законодательства, извлекают прибыль из попирания интересов своих же контрагентов – потребителей.

   Теперь суды по всей стране стали медленно поворачиваться лицом к потребителям. Процент положительных для потребителей решений судов по делам Диалога повысился до 85%! (в 2011 году – до 70%). Общая сумма исковых требований в 2012 году также увеличилась и составляет примерно 133 млн. руб. (в 2010 -2011 г.г.  – 177 млн. руб.)

Важная статистика Диалога

    Исполненных решений судов стало значительно больше и превышает 90% от числа всех выигранных дел. Это обусловлено тем, что наши юристы вынуждены браться за дела потребителей только после проведения скрупулезного анализа вероятности выигрыша и исполнения судебного решения, а не за все подряд: теперь обязательно проверяется «надежность» ответчика (по признакам фирм-однодневок, вероятного банкротства, наличия массовости нарушений и пострадавших и т.п.), внимательно изучается судебная практика по аналогичности требований, рассчитываются риски не исполнения решений. Мы практически полностью перестали брать деньги с потребителей за защиту их интересов в судах и поэтому не можем себе позволить работать «в холостую».  

  90% дохода Диалога, полученного от судебной практики в 2012 году, составляет доход от штрафов, наложенных судами на проигравшую сторону в пользу Диалога. Постоянная работа над повышением профессиональных знаний юристов, совершенствование из года в год своей судебной практики, позволило нам сократить средний срок рассмотрения дел по ЗПП  в судах с 2-х лет до 7,3 месяца! Исполнение судебных решений с 8 месяцев сократилось до 1,2 месяца!

Наши планы в 2013 году

  Мы будем увеличивать свое присутствие в судах в защиту физических лиц и неопределенного круга потребителей. На парламентских слушаниях в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга 3 июня 2012 года  по теме «Об основных направлениях государственной политики Санкт-Петербурга в сфере защиты прав потребителей» представителями судебного Департамента Санкт-Петербурга было озвучено, что районными судами города взыскано в пользу граждан с нарушителей потребительского законодательства около 325 млн. рублей. Количество дел по потребительским спорам по данным тех же районных судов в процентом соотношении ко всем гражданским делам составляет примерно от 3 до 4%. На наш взгляд такой очень небольшой процент рассматриваемых потребительских споров  судами Санкт-Петербурга  никак не соответствует тому количеству нарушений, которое присутствует сегодня на потребительском рынке города. 

  Обусловлено это, на наш взгляд, рядом многих причин, основными можно обозначить как:

   Для решения этих проблем уже с сентября 2012 года мы начали работу с  юридическими клиниками  высших учебных заведений города по обучению студентов теории и практике потребительского дела. Наш пилотный проект поддержали сразу четыре ведущих  ВУЗа в Санкт-Петербурге – это Федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии,  Российская Академия Правосудия  «Северо-Западный филиал», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ и Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет.

   По результатам  последующего исследования такого взаимодействия и проделанной работы будет проведена разработка оптимального сочетания программ потребительской грамотности для студентов и рекомендаций по совершенствованию форм и методов защиты соответствующих  прав граждан, а также осуществление целого ряда так называемых подпроектов и инициатив по предоставлению потребителям бесплатных юридических консультаций и информации, а также расширение границ соответствующего взаимодействия общеобразовательных организаций и профессиональных объединений потребителей.

   С учетом этого, в 2013 году Диалог будет настойчиво развивать выбранное направление сотрудничества с ВУЗами и студенческим сообществом, как в организационно-методическом, так и техническом аспекте, разрабатывая и внедряя современные способы доведения информации и обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий:  начиная с электронных изданий и заканчивая специализированными программами и приложения к смартфонам, планшетам и компьютерам.

    В январе 2013 года внутри Диалога создан отдел по контрольным мероприятиям на потребительском рынке в защиту неопределенного круга потребителей. Специалистами Диалога уже осуществлен контроль исполнения потребительского законодательства в аптеках, кинотеатрах, сетевых гипермаркетах, управляющих компаниях ЖКХ и теперь готовятся иски в суды по выявленным нарушениям с требованиями о пресечении противоправных действий, в случае игнорирования претензий Диалога или бездействия государственных надзорных органов.

   Мы будем продолжать бороться с нерасфасованными продуктами питания в сетевых гипермаркетах; с неполной и некорректной информацией в меню практических всех предприятий общественного питания японской кухни; с массовым обманом потребителей в аптеках и магазинах нижнего белья при отказе в возврате и обмене товаров  ненадлежащего качества; с незаконно навязываемой рекламой всеми кинотеатрами при просмотре кинофильмов (нарушение  времени начала оказания услуги). Таков наш план на этот год.

 

× Чат