ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

 

Кому:

Прокурору Санкт-Петербурга

Литвиненко С.И.

190000, Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, дом 2/9

Начальнику ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Умнову С.П.

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

 

Общество потребителей «Диалог» возмущено и озабочено участившимися жалобами потребителей на применение в отношении них физической силы со стороны сотрудников магазинов и иных лиц организаций. При этом, как правило, нападавшие представляются охранниками, либо одеты в форменную одежду сотрудников охранных служб.

23 мая 2012 года в СПб ООП «Диалог» поступило заявление от гражданки Калугиной К.С., в котором женщина сообщает о том, что 17 мая текущего года в магазине детских товаров под торговой маркой «Здоровый Малыш» (ЗАО «Спецобслуживание») по адресу пр. Энгельса, 27 в 10 часов подверглась нападению с попыткой избиения со стороны «Дежурного администратора», которое происходило на глазах у 1,5-летнего ребенка. По утверждению заявителя данные действия сотрудником магазина осуществлялись на фоне разногласий в отношении того работает (открыт) ли магазин. Калугина К.С. обращает внимание на то, что директор магазина Медведева Ю.А. данные (фамилия, имя, отчество, должность) на указанного сотрудника предоставить отказалась.

Со слов пострадавшей в тот же день травмы, полученные вследствие нападения, зафиксированы врачом травмпункта Выборгского района. В том же медицинском учреждении Калугину К.С. заверили о том, что информация о фиксации «не бытовых» травм будет передана в УМВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Однако по прошествии выходных (3-4 дня) никто с гражданкой Калугиной К.С. из правоохранительных органов не связался. При личном обращении в отделение полиции, как пояснила сама пострадавшая, ей было отказано в приеме заявления со ссылкой на истечение 3-х дней с момента происшествий, что само по себе абсурдо. 22 мая 2012 года Калугина К.С. первично обратилась в СПб ООП «Диалог» по телефону горячей линии 600-79-78, где ей были даны разъяснения о необходимости повторной попытки подачи заявления в полицию. После чего пострадавшая все таки смогла подать заявление в 19 отделение полиции Выборгского района. Вместе с тем, талон-уведомление заявителю сотрудники полиции в день обращений не выдали, что является нарушением порядка регистрации сообщений о преступлениях, правонарушениях.

Изложенное подробным образом описывает лишь один из множества подобных «инцидентов», поскольку пострадавшая решила не отпускать ситуацию на самотек и не ограничилась звонком на нашу горячую линию. В остальных случаях обращающиеся оперируют аналогичными фактами ненадлежащей реакции, как руководства магазинов, так и представителей правоохранительных органов.

Поскольку не существует как таковой услуги «обслуживания покупателей на территории магазина», а следовательно законодательного регулирования подобных инцидентов в контексте сферы защиты прав потребителей, СПб ООП «Диалог» лишено возможности использования тех инструменты защиты потребителей, которые предоставлены нам законодательством (обращение в суд, внесение материалов о привлечении к ответственности в надзорные органы). Вместе с тем, мы не можем оставаться в стороне, так как в условиях существующих розничных рынков доля сетевых магазинов самообслуживания (в т.ч. гипермаркетов) составляет не менее 90% от всех торговых точек Санкт-Петербурга, а ведь именно в таких магазинах отмечается присутствие сотрудников, основной задачей которых является охрана имущества магазина. Однако, по непонятным причинам эти лица, среди которых не редко встречаются лицензированные частные охранники, не то чтобы не содействуют обеспечению безопасности посетителей, а напротив, иногда, – представляют для них угрозу не меньшую, чем рецидивисты в темной подворотне. При этом, факты применения физической силы со стороны охранников не получают надлежащую оценку правоохранительных органов. А ведь не редко такие действия могут быть квалифицированы по статье 203 Уголовного кодекса «Превышение полномочий … работником частной охранной организации…». Более того, не малую часть из жалоб граждан составляют случаи мнимых подозрений в воровстве, что влечет за собой в лучшем случае фактически личный досмотр граждан охранниками, не имеющими на это никаких законом установленных прав, в худшем – уведут гражданина в подсобку без возможности свободно покинуть магазин. За такие действия Уголовный кодекс предусматривает специальные составы: статья 127 «Незаконное лишение свободы», либо статья 213 «Хулигнастов».

Все вышеуказанное говорит об острой необходимости особого внимания со стороны правоохранительных органов к деятельности, как предприятий охранного бизнеса, так и к отдельно взятым «охранникам», именованным «дежурными администраторами» и иным подобным образом.

В связи с изложенным, просим обратить внимание сотрудников полиции, прокуроров на необходимость незамедлительного и надлежащего реагирования на обращения граждан с жалобами на подобные случаи. Поскольку только оперативный и неожиданных для магазинов выезд на место зачастую позволяет получить в качестве доказательств такие беспристрастные материалы как видеозаписи камер наблюдения. Не лишним было бы разработать и внедрить ведомственные инструкции (рекомендации) для указанных случаев.

С уважением,

Председатель Совета                                                                                  В.И.Рыжков

 

 

 

 

× Чат